Святой-интеллигент

Размышления о святом и его учении


Только один Господь знает всех святых Своих. Далеко не все из них канонизированы Церковью земной по разным причинам: по удаленности от людского жилья, незаметности подвига, из-за величайшего смирения. И многие из них, незаметно для мира пройдя свой крестный земной путь, уже предстоят Богу Торжествующей Церкви - Церкви небесной. Но о некоторых из них мы все же знаем. И хотелось бы поведать об одном удивительном старце, о жизни которого не так уж много и известно. Сведения о нем так отрывочны и скудны, что и житием не назвать, а разве что "несколько слов...". В этом году исполняется 500 лет (в 2018 году - 510 лет) со дня его преставления. Это преподобный Нил Сорский - такой нам близкий, родной великий русский Старец, которого мы так мало знаем и так недостаточно почитаем.

Он прожил духовно насыщенную и удивительно цельную жизнь - в отличие от нас, разрывающихся в разные стороны и часто не знающих, куда приложить свои душевные и телесные силы, всегда учащихся и с трудом постигающих азы житейской и духовной мудрости. Тем ценнее для нас обращение к опыту наших святых предков.

Родился будущий подвижник в 1433 году. Был он из рода Майковых. Скорее всего, это был дворянский род, так как еще будучи молодым человеком преподобный Нил знал в совершенстве греческий и до поступления в монастырь был "скорописцем" - переписывал богослужебные книги. Наставником в монашестве у него был знаменитый старец Паисий Ярославов. Их духовные отношения переросли в личную дружбу, продолжавшуюся до самой кончины. Огромное влияние на всю последующую жизнь будущего монаха-аскета оказало его длительное пребывание в Палестине и на Афоне, где он познакомился с жизнью афонских монахов, в подлинниках изучая творения св. отцов: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и других.

Возвратившись домой, он покинул родной Кирилло-Белозерский монастырь и поселился на речке Соре (Сорке) в 15 километрах от обители. Место это было пустынно и мирским маловходно", низко и окружено болотами. "Было оно, - по словам Иоанна Грозного, - уныло и плачевно всем". А исследователь старины XIX века С.Л. Шевырев писал: "Дико, пусто и мрачно то место, где Нилом был сооружен скит...река Сора, или Сорка не вьется, а тянется и похожа более на стоячую, нежели текучую воду. ...Среди различных угодий, которыми изобильна природа стран Белозерских, трудно отыскать место более грустное и уединенное, чем эта пустыня...". Здесь-то и был сооружен первый на Руси скит.

Монастырь святого Нила Сорского Покровская церковь, Тихвинский собор, кельи. Рисунок И. Ф. Тюменева. Конец ХIХ века
Монастырь преподобного Нила Сорского,
рис. И. Ф. Тюменева. Конец ХIХ века

Но такая дремучая мрачность и уединенность места никак не свидетельствуют о дремучем устроении души подвижника, о его замкнутости и нелюбовности. Совсем наоборот. В лице прп. Нила Сорского на Руси впервые появился святой-интеллигент. Он предпочитал исключительно умственную деятельность - критическое осмысление греческих рукописей, их перевод, переписку книг. Да и сам он был одарен литературным талантом. Когда знакомишься с наследием преподобного Нила, то открываешь для себя его удивительную близость к нам. Близость к проблемам современности, сегодняшнему человеку. Проблемы, которые он поднимает, и вопросы, которые он рассматривает в своих трудах, злободневны и по сей день. Это лишний раз подтверждает, что приближаясь к Богу, человек входит в общение с вечностью, вливается в нее и для него уже нет ни времени, ни пространства, он становится всегда современным и всегда юным, как всегда современен и вечно юн любящий Свое создание Господь.

Великая тайна, которую нам открыл Бог о Себе, это то, что Он - есть Любовь. И в этом - вся жизнь. Любовь - это то, чего нам сейчас особенно не хватает. И не нужно даже говорить про всех, взять хотя бы только регулярно посещающих храм. И вот нередко приходиться слышать: "Как хорошо сегодня помолились! В храме никого, никто не мешает. Бла-го-дать!" Есть ли в этом любовь? Как же мы освятимся, станем святыми?

А Господь хочет, чтобы мы были святы. "Святые, - писал преподобный Силуан Афонский, - похожи на Господа, но и все люди, которые хранят заповеди Христовы, похожи на Него, а те, кто живет по своим страстям и не каются, похожи на врага". Преподобный Нил имел такую любовь и такую святость. Имел привязанность, дружбу и любовь к братиям, этому же учил и других. Такую любовь он не мог увидеть на Афоне, где уединенное созерцание монаха часто не смягчалось никакой человеческой привязанностью. Это его личное, драгоценнейшее, такое русско-православное качество. Его обращения к братиям всегда полны нежности и утешения. Своих друзей он называет "любимый мой во Христе брате и вожделенный Богу паче всех"; "братья мои присные". Отшельник, созерцатель, молитвенник, он сам добровольно покидает высоты молитвенного общения с Богом во имя любви к братиям: "Да имут время и о братии упражнятися и промышляти словом служения". Это прямое подражание Христу: с Фавора - вниз, к больным и страждущим от духов нечистых. Всегда ли так поступаем и мы? Не раздражались ли, не отказывали ли ближнему в помощи, ссылаясь на наступающее время молитвы?

В произведениях преподобного Нила обнаруживается "огромная начитанность в духовной литературе и редкий на Руси дар систематического изложения", отмечает церковный историк Г.П. Федотов. В них преподобный постоянно подчеркивает, что путь спасения открыт для всех христиан, а не только для монахов. И путь этот - не внешнее благочестие, не внешняя обрядовость, а внутреннее делание, постоянное внутреннее возрастание. Впервые в истории русского богословия им дана теория Иисусовой молитвы. По сравнению с Афонской школой русский подвижник сдержаннее, трезвеннее, многое из афонской традиции считает вредным и не акцентирует внимания на описании физических приемов, применяемых там. В этом сказывается свойство его северной русской души. Преподобный Нил учит, что жить надо по евангельским заповедям, читать духовную литературу и молиться. Никто не должен говорить: "Ныне невозможно жить по Писанию и святым отцам", но надо всеми силами подражать им.

Непомерному посту он не сочувствовал: "Здоровые и юные да утомляют себя постом, жаждою и трудом по-возможному; старии же и немощнии да упокоют себе мало".

И не только в посте, но и в любом духовном делании св. Нил требует всегда "меру и время уставити: время безмолвию и время молитвы непрестанныя и время службе нелицемерныя". А еще не следует "прежде времени в высокая продерзати".

Крест на месте Успенского скита в память 500-летия преставления преподобного Нила Сорского
Крест на месте Успенского скита
в память 500-летия преставления
преподобного Нила Сорского

Однако не следует думать, что уважение к среднему пути, к мере, обедняет учение преподобного Нила, делает его легким. Наоборот, как пишет Г.П.Федотов, никто не поднимался на Древней Руси выше Нила Сорского в теории духовного пути. И старец знает, что научиться такому духовному деланию можно только медленно и постепенно. "Добродетель не груша, ее вдруг не съешь", - говорит более близкий к нам по времени преподобный Серафим Саровский.

Также преподобный Нил требует от инока, как и от любого христианина, сознательных и разумных отношений к духовному послушанию. Он ищет не механического подчинения, а сознательности в подвиге, ибо "без мудрствования (рассуждения) и доброе на зло бывает". Резко обличая "самочинников" и "самопретыкателей", преподобный. Нил, однако, не уничтожает разумную и личную волю человека. Даже свои советы он высказывает не категорично, а условно: "если-возможно", "если Богу угодно и полезно душе". Однако свободную волю человека преподобный полностью подчиняет Священному Писанию. Что же касается многих современных ему книг, то их, он говорит, нужно "испытывать", относиться к ним критически. Эта мысль была совершенно необычной для того времени. Любые письмена о православии в то время считались "боговдухновенными". Его даже обвиняли в том, что он "похулиша... чудотворцев... чудесам их не вероваша, и от писания изметаша". А прп. Нил, исследуя, анализируя, сличая разные списки, находил в них "многа неисправленна" и старался исправить "елико возможно его худому разуму". Или вообще оставлял пустые страницы с заметкой - "от зде в списках не право".

Теперь мы знаем, что столетие спустя произошла трагедия раскола и именно из-за слепого следования букве. И только теперь, с высоты времени, мы можем оценить пророческую миссию преподобного Нила. Как нам порой не хватает его трезвенности и осторожности при обращении к печатному слову. Ведь доходит до абсурда: почитают схииеромонаха, а на первых страницах книги о нем говорится, что он инвалид с детства, страдает ДЦП (детским церебральным параличом). И в голову не приходит вопрос, как же его рукоположили и кто? А как быть с более "взрослыми" вопросами?

Свои труды преподобный Нил заканчивал указанием, что он написал сей трактат, пользуясь Святым Писанием и творениями святых Отцов, и коли в нем есть что неугодное Богу или вредное для души, заранее то отвергает и просит за то прощения. ...А кто найдет пользу, тот пусть помолится о нем, грешном, чтобы и он нашел милость у Бога.

Для учеников старец написал завещание, соответствующее его характеру: "Повергните мое тело в пустыни - да изъядят его зверие и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Молю же о всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от мене прощение. Бог да простит всех".

Скончался преподобный Нил Сорский в 1508 году в возрасте 75 лет. И день его памяти совпадает с празднованием воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме - 7/20 мая.

Завещание старца так и не было исполнено: его погребли не в "бесчестном месте", а у стены церкви Сретения.

Вот часть из того немногого, что удалось нам собрать об этом воистину великом русском старце, жившем 500 лет назад на нашей земле и освятившей ее своим житием во славу Божию. О таких, как преподобный Нил, Иоанн Златоуст говорил: "Если бы ты мог отворить двери сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю, - ты упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты, светлости и блеска их совести".

Преподобне отче Ниле, моли Бога о нас!

Иеромонах Александр,
инспектор отделения ставленников
Вологодского православного
духовного училища
Журнал "Благовестник" № 1 - 3, 2008 год