Только один Господь знает всех святых Своих. Далеко не все из них канонизированы Церковью земной по разным причинам: по удаленности от людского жилья, незаметности подвига, из-за величайшего смирения. И многие из них, незаметно для мира пройдя свой крестный земной путь, уже предстоят Богу Торжествующей Церкви - Церкви небесной. Но о некоторых из них мы все же знаем. И хотелось бы поведать об одном удивительном старце, о жизни которого не так уж много и известно. Сведения о нем так отрывочны и скудны, что и житием не назвать, а разве что "несколько слов...". В этом году исполняется 500 лет (в 2018 году - 510 лет) со дня его преставления. Это преподобный Нил Сорский - такой нам близкий, родной великий русский Старец, которого мы так мало знаем и так недостаточно почитаем.
Он прожил духовно насыщенную и удивительно цельную жизнь - в отличие от нас, разрывающихся в разные стороны и часто не знающих, куда приложить свои душевные и телесные силы, всегда учащихся и с трудом постигающих азы житейской и духовной мудрости. Тем ценнее для нас обращение к опыту наших святых предков.
Родился будущий подвижник в 1433 году. Был он из рода Майковых. Скорее всего, это был дворянский род, так как еще будучи молодым человеком преподобный Нил знал в совершенстве греческий и до поступления в монастырь был "скорописцем" - переписывал богослужебные книги. Наставником в монашестве у него был знаменитый старец Паисий Ярославов. Их духовные отношения переросли в личную дружбу, продолжавшуюся до самой кончины. Огромное влияние на всю последующую жизнь будущего монаха-аскета оказало его длительное пребывание в Палестине и на Афоне, где он познакомился с жизнью афонских монахов, в подлинниках изучая творения св. отцов: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и других.
Возвратившись домой, он покинул родной Кирилло-Белозерский монастырь и поселился на речке Соре (Сорке) в 15 километрах от обители. Место это было пустынно и мирским маловходно", низко и окружено болотами. "Было оно, - по словам Иоанна Грозного, - уныло и плачевно всем". А исследователь старины XIX века С.Л. Шевырев писал: "Дико, пусто и мрачно то место, где Нилом был сооружен скит...река Сора, или Сорка не вьется, а тянется и похожа более на стоячую, нежели текучую воду. ...Среди различных угодий, которыми изобильна природа стран Белозерских, трудно отыскать место более грустное и уединенное, чем эта пустыня...". Здесь-то и был сооружен первый на Руси скит.
Но такая дремучая мрачность и уединенность места никак не свидетельствуют о дремучем устроении души подвижника, о его замкнутости и нелюбовности. Совсем наоборот. В лице прп. Нила Сорского на Руси впервые появился святой-интеллигент. Он предпочитал исключительно умственную деятельность - критическое осмысление греческих рукописей, их перевод, переписку книг. Да и сам он был одарен литературным талантом. Когда знакомишься с наследием преподобного Нила, то открываешь для себя его удивительную близость к нам. Близость к проблемам современности, сегодняшнему человеку. Проблемы, которые он поднимает, и вопросы, которые он рассматривает в своих трудах, злободневны и по сей день. Это лишний раз подтверждает, что приближаясь к Богу, человек входит в общение с вечностью, вливается в нее и для него уже нет ни времени, ни пространства, он становится всегда современным и всегда юным, как всегда современен и вечно юн любящий Свое создание Господь.
Великая тайна, которую нам открыл Бог о Себе, это то, что Он - есть Любовь. И в этом - вся жизнь. Любовь - это то, чего нам сейчас особенно не хватает. И не нужно даже говорить про всех, взять хотя бы только регулярно посещающих храм. И вот нередко приходиться слышать: "Как хорошо сегодня помолились! В храме никого, никто не мешает. Бла-го-дать!" Есть ли в этом любовь? Как же мы освятимся, станем святыми?
А Господь хочет, чтобы мы были святы. "Святые, - писал преподобный Силуан Афонский, - похожи на Господа, но и все люди, которые хранят заповеди Христовы, похожи на Него, а те, кто живет по своим страстям и не каются, похожи на врага". Преподобный Нил имел такую любовь и такую святость. Имел привязанность, дружбу и любовь к братиям, этому же учил и других. Такую любовь он не мог увидеть на Афоне, где уединенное созерцание монаха часто не смягчалось никакой человеческой привязанностью. Это его личное, драгоценнейшее, такое русско-православное качество. Его обращения к братиям всегда полны нежности и утешения. Своих друзей он называет "любимый мой во Христе брате и вожделенный Богу паче всех"; "братья мои присные". Отшельник, созерцатель, молитвенник, он сам добровольно покидает высоты молитвенного общения с Богом во имя любви к братиям: "Да имут время и о братии упражнятися и промышляти словом служения". Это прямое подражание Христу: с Фавора - вниз, к больным и страждущим от духов нечистых. Всегда ли так поступаем и мы? Не раздражались ли, не отказывали ли ближнему в помощи, ссылаясь на наступающее время молитвы?
В произведениях преподобного Нила обнаруживается "огромная начитанность в духовной литературе и редкий на Руси дар систематического изложения", отмечает церковный историк Г.П. Федотов. В них преподобный постоянно подчеркивает, что путь спасения открыт для всех христиан, а не только для монахов. И путь этот - не внешнее благочестие, не внешняя обрядовость, а внутреннее делание, постоянное внутреннее возрастание. Впервые в истории русского богословия им дана теория Иисусовой молитвы. По сравнению с Афонской школой русский подвижник сдержаннее, трезвеннее, многое из афонской традиции считает вредным и не акцентирует внимания на описании физических приемов, применяемых там. В этом сказывается свойство его северной русской души. Преподобный Нил учит, что жить надо по евангельским заповедям, читать духовную литературу и молиться. Никто не должен говорить: "Ныне невозможно жить по Писанию и святым отцам", но надо всеми силами подражать им.
Непомерному посту он не сочувствовал: "Здоровые и юные да утомляют себя постом, жаждою и трудом по-возможному; старии же и немощнии да упокоют себе мало".
И не только в посте, но и в любом духовном делании св. Нил требует всегда "меру и время уставити: время безмолвию и время молитвы непрестанныя и время службе нелицемерныя". А еще не следует "прежде времени в высокая продерзати".
Однако не следует думать, что уважение к среднему пути, к мере, обедняет учение преподобного Нила, делает его легким. Наоборот, как пишет Г.П.Федотов, никто не поднимался на Древней Руси выше Нила Сорского в теории духовного пути. И старец знает, что научиться такому духовному деланию можно только медленно и постепенно. "Добродетель не груша, ее вдруг не съешь", - говорит более близкий к нам по времени преподобный Серафим Саровский.
Также преподобный Нил требует от инока, как и от любого христианина, сознательных и разумных отношений к духовному послушанию. Он ищет не механического подчинения, а сознательности в подвиге, ибо "без мудрствования (рассуждения) и доброе на зло бывает". Резко обличая "самочинников" и "самопретыкателей", преподобный. Нил, однако, не уничтожает разумную и личную волю человека. Даже свои советы он высказывает не категорично, а условно: "если-возможно", "если Богу угодно и полезно душе". Однако свободную волю человека преподобный полностью подчиняет Священному Писанию. Что же касается многих современных ему книг, то их, он говорит, нужно "испытывать", относиться к ним критически. Эта мысль была совершенно необычной для того времени. Любые письмена о православии в то время считались "боговдухновенными". Его даже обвиняли в том, что он "похулиша... чудотворцев... чудесам их не вероваша, и от писания изметаша". А прп. Нил, исследуя, анализируя, сличая разные списки, находил в них "многа неисправленна" и старался исправить "елико возможно его худому разуму". Или вообще оставлял пустые страницы с заметкой - "от зде в списках не право".
Теперь мы знаем, что столетие спустя произошла трагедия раскола и именно из-за слепого следования букве. И только теперь, с высоты времени, мы можем оценить пророческую миссию преподобного Нила. Как нам порой не хватает его трезвенности и осторожности при обращении к печатному слову. Ведь доходит до абсурда: почитают схииеромонаха, а на первых страницах книги о нем говорится, что он инвалид с детства, страдает ДЦП (детским церебральным параличом). И в голову не приходит вопрос, как же его рукоположили и кто? А как быть с более "взрослыми" вопросами?
Свои труды преподобный Нил заканчивал указанием, что он написал сей трактат, пользуясь Святым Писанием и творениями святых Отцов, и коли в нем есть что неугодное Богу или вредное для души, заранее то отвергает и просит за то прощения. ...А кто найдет пользу, тот пусть помолится о нем, грешном, чтобы и он нашел милость у Бога.
Для учеников старец написал завещание, соответствующее его характеру: "Повергните мое тело в пустыни - да изъядят его зверие и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Молю же о всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от мене прощение. Бог да простит всех".
Скончался преподобный Нил Сорский в 1508 году в возрасте 75 лет. И день его памяти совпадает с празднованием воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме - 7/20 мая.
Завещание старца так и не было исполнено: его погребли не в "бесчестном месте", а у стены церкви Сретения.
Вот часть из того немногого, что удалось нам собрать об этом воистину великом русском старце, жившем 500 лет назад на нашей земле и освятившей ее своим житием во славу Божию. О таких, как преподобный Нил, Иоанн Златоуст говорил: "Если бы ты мог отворить двери сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю, - ты упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты, светлости и блеска их совести".
Преподобне отче Ниле, моли Бога о нас!