Летопись
Свято-Успенского
Александро-Куштского монастыря

XX век

Вологодская губерния / Вологодская область с 1937 года
Кадниковский уезд / Усть-Кубинский район с 1929 года
Макарьевский сельский совет
село Место Александрово

1888 – 1945 годы – Вологодская и Тотемская епархия
1945 – 1965 годы – Вологодская и Череповецкая епархия
1965 – 2014 годы – Вологодская и Великоустюжская епархия

Успенская Александровская пустынь

Настоятели:
архимандрит Павел
иеромонах Анатолий

Своё 500-летие Успенская Александрова обитель должна была отметить в сильной и могущественной Россиийской империи, во главе которой стоял император, Помазанник Божий. Необъятные территории, дважды в день оглашаемые колокольным звоном… А в Пасху и всю светлую седмицу на колокольни пускали всех желающих и люди звонили, звонили… А как ещё выразить пасхальную радость, ведь нет слов, которые могут описать её… И была эта радость, радость до слез… Радость души, возвышающая человека над обыденностью, делающая его способным творить храмы, соборы, дома необыкновенной красоты… На праздник люди спешили в храм Божий, венчались они в храме Божием, по преставлении своём были отпеваемы в храме Божием… Жили размеренно, без спешки, но всё успевали…

Большой герб Российской империи 1882 - 1917 годы
Большой герб Российской империи, 1882 - 1917 годы

В начале XX века Вологодско-Тотемскую епархию возглавляли:

1895 – 1906 годы – Преосвященный Алексий, епископ Вологодский и Тотемский;

1906 – 1912 годы – Преосвященный Никон, епископ Вологодский и Тотемский;

1912 – 1921 годы – Преосвященный Александр, епископ Вологодский и Тотемский.

Успенская Александровская пустынь, приписная к древнему Спасо-Каменному монастырю, тщанием архимандрита Павла была подготовлена к своему 500-летию.

В конце XIX века пустынь посещали Преосвященные Израиль, Феодосий и Алексий, в начале XX века посетил Преосвященный Никон.

В журнале «Церковное слово» 1907 года опубликована статья о путешествии Преосвященного Никона, епископа Вологодского и Тотемского, по памятным и святым местам Вологодского края – на остров Спас Каменный, в село Фелисово, в село Устье, к обители преподобного Александра Куштского и совершаемых там молебнах. Так описано пребывание владыки в Успенской Александровской пустыни:

«Вблизи Лысогорской церкви находится деревня Чирково, где стояли терема князей Заозерских, в которых родился и жил до иночества преподобный Иоасаф: на том месте выстроена часовня. Родители преподобного Димитрий и Мария были люди набожные, любили монастыри, почитали подвижников, помогая им в устроении обителей, особенно благосердствовали они преподобному Александру, созидавшему обитель на реке Куште. Александр юношей пришел из Вологды в Каменный монастырь и удивлял всех своею ревностью по Бозе, подвигами и смирением. Стремление к уединению заставило его уйти из многолюдного тогда монастыря в пустыню. Среди болот, поросших чахлым лесом, преподобный Александр водрузил крест и основал обитель, трудясь сам над расчищением места, над обработкой земли. Религиозные родители преподобного Иоасафа помогли ему создать и украсить церковь…
      Путь к обители преподобного Александра идет через низкую кочковатую долину, потом невзрачный лесок. Думаешь, что и монастырь находится где-нибудь на болоте, на сыром, унылом месте. На самом деле обитель преподобного производит весьма приятное впечатление. Она стоит точно в саду, на высоком берегу светлой реки Кушты, плавно несущей свои воды в Кубенское озеро. Ограда обители со святыми вратами сохранилась деревянная от прежних времен; потемневшая, с крышею на два ската, по местам позеленевшею, она уносит мысль к московской Руси деревянной, когда религиозная жизнь русского народа росла и крепла, проявляясь в разных формах подвижничества, смиренной благотворительности и редкой любви к Церкви святой.
      Находясь на Устье, несмотря на недостаточность времени, владыка пожелал посетить древнюю обитель. Встреченный во святых вратах архимандритом Павлом с немногочисленной братией обители, Преосвященный при пении священных песней прошел в деревянный храм Успения Божией Матери. Этому храму насчитывается почти 400 лет, в нем сохранились еще слюдяныя окна; он как внешним видом со своим высоким шатром, так особенно внутренним устройством и убранством, с древними, прекрасно сохранившимися иконами, производит отрадное впечатление на человека, любящего старину.
      Святые мощи преподобного Александра покоятся в Никольской каменной церкви (рядом с Успенской); перед ракой был отслужен братиею молебен угоднику Божию.
      Народ любит обитель преподобного Александра, посещают ее особенно зимой. Здесь в этом тихом уголке природы вдали от мира, душа наполняется благодатным покоем, сердце утихает <...>. Человек отдыхает душой, освежается, запасается способностью не быть пригнетенным дрязгами суетной жизни, чтобы выстоять среди искушений, которыми окружен он со всех сторон.
      Посвятив весь день молитве со своей паствой в храмах, увещанию их жить в послушании Церкви, в соблюдении заповедей Христовых, наставив детей правым словом, ободрив пастырей и иноков на борьбу со злом, с ярыми нападениями врагов на Церковь Святую во Святом Духе, всех добрым словом и ласковым обращением, владыка на другой день выехал опять на пароходе в город Вологду.».

Епархиальный миссионер Николай Следников.
Журнал «Церковное слово»

Из ежегодных отчетов о состоянии Спасо-Каменного монастыря и приписных к нему пустынь по крупице собираем картину последних лет благоденствия обители.

1906 год. Братия Спасо-Каменного монастыря: настоятель – архимандрит Павел, 4 иеромонаха, 1 белый священник, 2 иеродиакона, 1 белый диакон и 9 послушников. Ведут себя благопристойно, между собою миролюбивы, в отношении старших и начальников с полным вниманием и смирением.

В Успенской Александровской пустыни служит белый священник Александр Александрович Боголепов, 56 лет.

Икона Господь Вседержитель с предстоящими вологодскими святыми 19 век
Икона
"Господь Вседержитель
с предстоящими вологодскими святыми"
из храма святого Лазаря Четверодневного,
XIX век

«Деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, холодная, древняя, близка к разрушению, почему и приступлено ныне к устройству новаго каменнаго фундамента на 60 рублей <…>. В церквах и корпусах все приведено в благолепный вид <…>. На домах поправлена крыша на 13 рублей, перестановлен гуменник на сарай под сено на 230 рублей 70 копеек.».

Настоятель архимандрит Павел
«Отчет о состоянии Спасо-Каменного монастыря
и приписных к оному Богоявленской Белавинской
и Успенской Александровской пустынях за 1906 год»

1909 год. Братия Спасо-Каменного монастыря: настоятель – архимандрит Павел, 5 иеромонахов, 3 белых вдовых священника, 2 иеродиакона, 2 диакона, 1 послушник, 15 бельцов, временно проживающих в качестве послушников.

В Успенской Александровской пустыни служит белый священник Александр Александрович Боголепов, 59 лет и бельцы: при церковном ящике - Павел Николаевич Субботин, 75 лет; на клиросном послушании - Александр Михайлович Куваев, 20 лет.

Хозяйственные работы подробно записаны в соответствующих разделах отчета:

«В Александровской пустыни устроен парадный вход в гостиный дом на 70 рублей, выстроен дом для помещения скотниц на 550 рублей, построена изба для конюха на 170 рублей, перестроена конюшня на 200 рублей и разные другие мелкие работы.
      <…> Огородныя овощи снимаются при Александровской пустыни; при ней же снимается сено для прокормления скота.
      <…> Деревянная церковь <…> древняя <…> внутри и снаружи обита тесом. В 1909 году на сей церкви исправлена глава и поставлен новый крест <…>.».

Настоятель архимандрит Павел
«Отчет о состоянии Спасо-Каменного монастыря
и приписных к оному Богоявленской Белавинской
и Успенской Александровской пустынях за 1909 год»

1914 год. Братия Спасо-Каменного монастыря: настоятель – архимандрит Павел, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 20 бельцов, временно проживающих в качестве послушников.

В Успенской Александровской пустыни служат иеромонах Георгий, 60 лет, иеродиакон Нафанаил, 49 лет и бельцы: регент Дмитрий Ротин, 43 лет, певчие: Иван Спасский, 63 лет, Александр Юров, 15 лет, Иван Корякин, 23 лет, Василий Гундин, 14 лет, Сергей Черняев, 18 лет; псаломщик Александр Корякин, 22 лет; пономарь Александр Онеридов, 16 лет; конюхи Иван Оглуздин, 34 лет и Михаил Федоров, 24 лет; рабочие: Анатолий Мяхничев, 40 лет, Иван Макаров, 17 лет и Александр Рычухин, 17 лет.

Это последний полный сохранившийся отчет о состоянии Спасо-Каменного монастыря и приписных к нему пустынь. Здесь очень подробно описаны исторические события основания Успенской Александровской пустыни, повторяемые ежегодно в таких отчетах, и состояние пустыни на текущий год. Отчеты за 1915, 1916, 1917 неполные.

Успенский и Никольский храмы Александро-Куштского монастыря начало 20 века
Успенский и Никольский храмы
Александро-Куштского монастыря,
начало XX века

Вот такой была тихая пустынь в 1914 году:

«Святые мощи преподобного почивают под спудом в Никольском храме в нижнем этаже, <…> над ними устроена рака с изображением святого угодника в полный рост. Верхний храм посвящен в честь основателя пустыни преподобного Александра. Каменная церковь в одной связи с таковою же колокольней, строена в 1835 году, вместо ветхой деревянной, крыта железом и окрашена ярью. Колоколов 6, большой 53 пуда. <…>
      Деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, холодная, древняя, замечательной архитектуры, с шатровой крышей. В ней имеется несколько икон глубокой древности. В 1910 году на средства благотворителей на церкви устроена новая железная крыша, окрашена ярью, глава окрашена голубой краской и водружен золоченый крест. Снаружи церковь обшита тесом и окрашена белилами. Утвари церковной достаточно. Богослужебные книги имеются. <…>
      С северо-восточной стороны устроены бревенчатые ворота, по сторонам коих устроены две келлии, а с прочих сторон палисад. Дом для помещения братии деревянный, двухэтажный, обшит тесом с таковою же крышей. Сверх сего имеются еще строения: деревянный двухэтажный дом, обшитый тесом, довольно приличный и поместительный, крыт железом и окрашен ярью, устроен для принятия богомольцев в 1889 году; новый деревянный дом, устроен в 1908 году; скотный двор, к коему в 1909 году пристроено помещение для скотниц; помещение для конюха и конюшня, построенная в 1910 году; двор для лошадей лиц, приезжающих на богомолье; каретник; амбар; баня; погреб; овин; два сеновала. Все строения прочны, крыты тесом. <…>
      При сей пустыни содержится скота рогатого 6 голов и 9 лошадей. Конской сбруи имеется. Экипажи простые, ветхие. <…>
      Построен новый колодец со стенами и крышей, покрыт железом, обшит тесом и окрашены за два раза крыша и стены краской. <…>
      Огородные овощи снимаются при Александровской Куштской пустыни, при оной же пустыни снимается сено для прокорма скота. Собственной земли, кроме усадебной и огородной, пустынь не имеет (пахотная – 15 десятин 800 сажен, посевная – 3 десятины).».

Настоятель архимандрит Павел
«Отчет о состоянии Спасо-Каменного монастыря
и приписных к оному Богоявленской Белавинской
и Успенской Александровской пустынях за 1914 год»

Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря в Спасо-Прилуцком монастыре конец 20 века
Успенская церковь
в ансамбле Спасо-Прилуцкого
Димитриева мужского монастыря,
конец XX века

А потом была революция…

Февраль 1917 года – революция оторвала церковь от государственного подчинения.

Август 1917 года – Поместный Собор Русской Православной Церкви. Восстановлено патриаршество, избран Патриарх Тихон (Белавин). Решаются вопросы о существовании церкви в новых условиях.

Ноябрь 1917 года – Советским правительством принят «Декрет о земле». Национализированы монастырские и церковные земли.

Январь 1918 года – Советское правительство издает Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Закреплен светский характер государства. Религиозные организации лишены права юридического лица и права собственности. Все церковное имущество стало государственным, до времени данное религиозным организациям в бесплатную аренду.

Июль 1918 года – 10 июля на Всероссийском съезде советов рабочих принята Конституция РСФСР. Социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата, политическая основа – система советов рабочих, крестьян и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности.
      В ночь с 16 на 17 июля в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге приведено в исполнение постановление исполкома Уральского областного совета – расстрел царской семьи.

Февраль 1919 года – Советским правительством принято постановление об организации вскрытия всех святых мощей на территории России. Раки, мощи описаны и в большинстве случаев изъяты. Дальнейшая судьба многих святынь неизвестна.

Январь 1922 года – Советским правительством принято постановление «О ликвидации церковного имущества». Изымались изделия из драгоценных металлов и драгоценные камни, начались репрессии против священнослужителей. Церковные ценности разбивали. Объявлялись субботники по выносу церковного имущества из церквей и монастырей. В массовом порядке храмы закрывались, разрушались, переоборудовались.

Май 1922 года – создано обновленческое Высшее Церковное Управление. Церковный раскол. Патриарх Тихон смещен, находится под домашним арестом. Преследуются церковные служители, не вошедшие в обновленческое движение.

Октябрь 1922 года – Советское правительство создает комиссию по антирелигиозной пропаганде. Газета «Безбожник».

1925 год – общество друзей газеты «Безбожник» преобразовано в «Союз безбожников». Союз ставил перед собой цели и планы, в итоге которых, как заявлялось, «Имя Бога было бы забыто на всей территории СССР». Это планировалось осуществить к 1937 году. Атеизм стал нормой в школах (пионерские, комсомольские, коммунистические организации) и в средствах массовой информации. Для того, чтобы отвадить население от церковных служб и праздников, была установлена 5-дневная рабочая неделя, по пятницам устраивались танцы, в субботы и воскресения людей выгоняли на массовые ленинские субботники и воскресники, детей забирали на выездные экскурсии.

1929 – 1937 годы – красный террор. Под репрессиями все духовенство, в том числе и обновленцы.

Никольская церковь в Александро-Куштском монастыре конец 20 века
Никольская церковь
в Александро-Куштском монастыре,
конец XX века

В Вологде полным ходом шло претворение в жизнь новых прогрессивных идей всеобщего атеизма. Преосвященный Александр, епископ Вологодский и Тотемский арестован. На Вологодской кафедре обновленцы. В 1915 году в Вологодской губернии было 2245 церквей, в них служили 11501 священнослужитель. В 1941 году – 1 действующий храм в Вологде…

Спасо-Каменный монастырь закрыт 19 апреля 1925 года. На остров привезены трудновоспитуемые дети. 2 сентября 1925 года от неосторожного обращения с огнем случился пожар. Обгоревшие здания стали непригодными для проживания и использования.

В документах по закрытию Спасо-Каменного монастыря Успенская Александровская пустынь не упоминается. В 1924 – 1927 годах существовала религиозная община Александро-Куштского монастыря.

1939 – 2014 годы – на территории Успенской Александровой пустыни располагается Вологодский психоневрологический интернат №1.

Здание церкви во имя святителя Николая чудотворца 1835 года постройки используется как баня-прачечная. Первый этаж, освященный в честь святителя Николая, – баня. Стены обложены кафельной плиткой, построена кирпичная печь, на полу деревянные решетки. Второй этаж, освященный в честь преподобного Александра Куштского, – прачечная. Приделана деревянная пристройка к церкви – на втором этаже сушат выстиранное белье, первый этаж – предбанник.

Двухэтажный келейный корпус 1889 года постройки используется под контору интерната.

В 1962 году холодная деревянная Успенская церковь перевезена на территорию реставрируемого Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря в деревне Прилуки Вологодского района в качестве памятника деревянного зодчества XVI века.

В 1968 году иконы четырехъярусного иконоста Успенской церкви пополнили коллекцию Вологодского музея. В 1962 году они были обнаружены реставратором Н.И. Федышиным и архитектором ВСНРПМ Г.Г. Щапиным. До поступления в музей иконы хранились на продуктовом складе Усть-Кубинского дома инвалидов. В настоящее время в Вологодском музее хранится 52 иконы, резные золоченые Царские врата из иконостаса Успенской церкви Александро-Куштского монастыря и покров с раки преподобного Александра с живописным изображением святого в полный рост 1699 года. Сам резной четырехъярусный иконостас тоже сохранился, находится в сложенном виде во Введенской церкви Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря.

Рака с резными столбами и живописным изображением преподобного Александра в полный рост и его вериги – в храме Афанасия Александрийского в деревне Чирково, что на Лысой горе.

Историческая справка

Герб СССР в 1958 – 1991 годы
Герб СССР, 1958 – 1991 годы

1721 – 1917 годы – Российская империя
1918 год – РСФСР
1922 – 1991 год – РСФСР в составе СССР
С 25.12.1991 года – Российская Федерация, Россия

1917 год – глава Временного правительства князь Георгий Евгеньевич Львов
1917 год – министр-председатель Временного правительства Александр Федорович Керенский
1918 – 1920 годы – Верховный правитель России и Верховный Главнокомандующий Русской армией Александр Васильевич Колчак
1917 – 1924 годы – первый председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР, первый председатель Совета Народных Комисаров СССР Владимир Ильич Ульянов
1922 – 1953 годы – Председатель Совета Министров СССР Иосиф Виссарионович Джугашвили
1953 – 1964 годы – Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев
1964 – 1982 годы – Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев
1982 – 1984 годы – Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Юрий Владимирович Андропов
1984 – 1985 годы – Председатель Президиума Верховного Совета СССР Константин Устинович Черненко
1985 – 1991 годы – Генеральный секретарь ЦК КПСС, Президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев
1991 – 1999 годы – Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин
1999 – 2000 годы – исполняющий обязанности Президента Российской Федерации Владимир Владимирович Путин

1701 – 1917 годы – Святейший правительствующий Синод
С 21.11.1917 года – Московский патриархат

1900 – 1912 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), первенствующий член Святейшего Синода
1912 – 1917 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Московский, Коломенский, Санкт-Петербургский и Ладожский, Киевский, Галицкий Владимир (Богоявленский), первенствующий член Святейшего Синода
1917 год – епископ Русско-Православной Греко-Кафолической Северо-Американской митрополии митрополит Платон (Рождественский)
1917 – 1925 годы – епископ Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин)
1925 – 1936 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Крутицкий Петр (Полянский), патриарший местоблюститель
1936 – 1945 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Сергий (Страгородский), патриарший местоблюститель
1943 – 1944 годы – епископ Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)
1944 – 1945 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Алексий (Симанский), патриарший местоблюститель
1945 – 1970 годы – епископ Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский)
1970 – 1971 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Пимен (Извеков), патриарший местоблюститель
1971 – 1990 годы – епископ Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков)
1990 – 2008 годы – епископ Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)

Вологодская область 20 век
Вологодская область, XX век
Россия в составе СССР в 1946 - 1990 годах
Россия в составе СССР в 1946 - 1990 годах