История Православия в этом крае начинается с поселения казачьих общин, которые обосновались на берегах рек Сыр-Дарьи и Чирчик. Великий князь Константин Романов занимался освоением Средней Азии. Привлекая к строительным работам казаков, он возводил мосты и плотины, действующие и поныне. На плодородных среднеазиатских землях великий князь впервые посадил хлопок, привезённый из Америки. Для этого он с помощью христиан-казаков сооружал мелиоративные сооружения. Земля, солнце и вода оказались подходящими для этого благородного дела. И Господь благословил их начинание. А казаки в своих поселениях стали строить церкви.
Первой «временной церковью» Чиназа в честь святого благоверного князя Александра Невского был шатер «из кокандской маты», простоявший с 1868 до 1871 года. Затем общиной был приобретен и переоборудован под храм частный дом, оказавшийся очень непрочным. Благочинный протоиерей Андрей Малов писал в 1873 году: «Дом, в котором помещается Чиназская Александро-Невская церковь, построен на солонцовой разрушительной местности. Посему северо-западный угол дома отвалился, северная сторона дома осела и угрожает падением. Поставленные внутри церкви в два ряда столбы для поддержки земляной крыши при падении могут покривиться и пасть вместе со стенами. Кроме сего, они производят тесноту в церкви и безобразие, и лишают церковь подобающей храму Божию красоты. Все это говорит о постоянной надобности построить в Чиназе храм новый, приличный и на лучшем месте. Но крайняя бедность православных жителей лишает права даже мыслить о том, чтобы они собственными силами построили в нем храм». Попытки отца Андрея получить субсидию из казны или собрать достаточно частных пожертвований на храм в Чиназе успеха не имели.
В 1883 году храмовое здание пришло в окончательную негодность; церковное имущество из него было передано в Джизакский приход. На целых десять лет православные чиназцы остались без дома молитвы и были вынуждены ездить для посещения богослужений в Джизак или Ташкент.
Но в 1893 году нашелся щедрый благотворитель – ташкентский купец 2-й гильдии А.В. Степанов. Его дар Чиназской общине был сделан в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи при железнодорожном крушении.
Новый храм во имя преподобного Александра Куштского был выстроен в Чиназе на новом месте по проекту знаменитого архитектора А. Бенуа.
Но грянул октябрьский переворот 1917 года… Примерно в 1934 году постановлением новой советской власти приход был закрыт, а здание самого храма – этот шедевр русского церковного зодчества – был варварски переделан богоборцами под свои нужды.
После этого верующий народ был вынужден долгое время посещать уже другие храмы, не имея своего дома молитвы. В различные годы (включая и годы независимости) здание храма использовалось как школа, клуб, кинотеатр, дискотека. А сам Чиназ был разделен на две самостоятельные административно- территориальные единицы – город Чиназ («узбекский» Чиназ) и поселок Янги-Чиназ (Новый, «русский» Чиназ).
И только в 1997 году началось возрождение православных традиций в нашем регионе. На состоявшемся собрании русской общины было решено возобновить церковную жизнь в Чиназском районе (благо здание храма было передано в пользование местными властями). Жители поселка Янги-Чиназ Чернышова Татьяна Ивановна с дочерями по просьбе жителей района обратились к архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру с просьбой о восстановлении в поселке православной церкви.
Прошло почти 10 лет, прежде чем храм вновь открылся для верующих.
По благословению Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира 8 июля 2007 года состоялось учредительное собрание жителей поселка Янги-Чиназ и представителей Ташкентской и Среднеазиатской епархии, на котором секретарем епархии протоиереем Игорем Балахутиным был представлен иеромонах Нектарий (Блинов), который с 1 июля 2007 года являлся настоятелем вновь открывшегося прихода. На встрече было решено начать сбор документов на регистрацию храма в органах юстиции и просить руководство местных властей о помощи в воссоздании былого благолепия храма, так как здание находится в плачевном состоянии.
С этого времени начинается деятельность по возрождению церковной жизни в регионе, здание храма и небольшая территория вокруг была передана местными властями на баланс Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Иеромонах Нектарий приезжал с Ташкента вместе с певчим-пономарем, служил молебны, панихиды, исполнял другие Таинства и обряды Церкви. Силами прихожан несколько раз были проведены субботники, на которых внутри храма было убрано много мусора, стены храма вычищены от старых обоев и надписей.
25 сентября 2008 года указом Правящего Архиерея настоятелем храма был назначен преподаватель Ташкентской Духовной Семинарии священник Марк Мазитов.
Для полноценного проведения церковного богослужения приобретена необходимая церковная утварь и богослужебные книги.
30 ноября 2008 года за более чем 70 лет со дня закрытия богоборцами храма впервые была отслужена Божественная Литургия. И с этого времени начинается уже литургическая жизнь прихода.
С 2009 года на средства благотворителей и жертвователей в храме проводятся ремонтно-восстановительные работы.
3 апреля 2012 года указом Правящего Архиерея настоятелем храма был назначен выпускник Ташкентской Духовной Семинарии священник Александр Коханский.