На начало XVII века Александро-Куштский монастырь находился в Закушской волости Сямженской трети Вологодского уезда Русского царства, России, и относился к Вологодской и Великопермской епархии Московского Патриархата. Епархию в первой половине XVII века возглавляли епископы Иона (1588 – 1603), Иоасаф II (1603 – 1609), Сильвестр (1611 – 1613), Нектарий (1613 – 1616), Макарий (1617 – 1619), Корнилий (1620 – 1625), Нектарий (1625 – 1626), Варлаам II (1626 – 1645) и архиепископ святитель Маркелл (1645 – 1663).
В XVII веке, как и в XVI, Александро-Куштский монастырь являлся самостоятельным, управлялся игуменами, строителями, иеромонахами. В документах за этот период упоминаются настоятели (в скобках годы упоминаний): игумен Нифонт (1613), игумен Парамон (1623, 1631), строитель Митрофан (1653), строитель Варсонофий (1668), строитель Феодосий (1675, 1676), иеромонах Маркелл (1660, 1668, 1671, 1678, 1683, 1684), иеромонах Тимофей (1672), игумен Иосиф I (1681, 1683, 1694, 1695), иеромонах Паисий (1686), строитель Калинник (1689), игумен Авраамий (1696), игумен Иосиф II (1697, 1699), строитель Феодосий (1699, 1700).
Неизвестно был ли разорен монастырь во время польско-литовского нашествия на Кубеноозерье в 1612 году, но, судя по сохранившимся документам, монастырское хозяйство в течение XVII века было крепким и хорошо организованным, своей структурой похожим на другие. В епархиальных отчетах зафиксированы списки монахов монастыря с указанием какие они несли послушания: настоятель, казначей, келарь, чередной иеромонах, уставщик, псаломщик, пономарь, синодишной, конюшенной, житенной, хлебенной и другие. Соответственно послушанию монахи выполняли возложенные на них обязанности.
Во главе всего монастырского хозяйства стоял настоятель, его назначал епархиальный архиерей. Ближайшие сотрудники настоятеля – казначей и келарь. Келарь выбирался из среды братии, он управлял монастырским хозяйством и земельными владениями, участвовал в монастырской торговле и судебных разбирательствах, на документах ставил свою подпись рядом с подписью настоятеля. Казначей тоже выбирался из среды братии, заведовал и распоряжался всей монастырской казной, участвовал в монастырской торговле, составлял приходно-расходные книги, был ближайшим сотрудником келаря. У него в подчинении был казенной службы подьячий, обязанность которого заключалась в сопровождении келаря в поездках по торговым и хозяйственным делам. Казначей и келарь входили в состав монастырского собора старцев, своего рода монастырской аристократии. Собор мог делать замечания и выговоры даже настоятелю.
Чередные иеромонахи были заняты в богослужениях. Особенное место среди них занимал монах-уставщик. В вопросах служб и церковного убранства он был выше келаря. Как правило, это был пожилой старец, хорошо знающий монастырский устав. Помощники уставщика – псаломщик, пономарь, синодишник.
Следующий уровень монастырской иерархии – служебные монахи: конюшенной, житенной, чашник, хлебенной, мельничный, поваренные, огородники. Конюшенной старец в монастырских документах записывался сразу после казначея, следил за монастырской конюшней, конюшенной казной с упряжью. Житенной старец должен был быть обязательно грамотным, он принимал хлеб от крестьян, вел учет прихода и расхода его из житницы, в ведомстве житенного была монастырская мельница. Чашник, или погребной старец, следил за состоянием монастырского погреба, занимался учетом продуктов. Хлебенной старец контролировал хлебню и вместе с житенным следил за мельницами. Поваренные старцы трудились на поварне. Мельничный старец жил на мельнице и отвечал за нее. Огородники следили за огородами, выращивали овощи и продавали урожай.
Рядовые монахи, не имеющие должностей, выполняли различные поручения настоятеля, келаря, казначея, соборных старцев. Регулярно кто-то из монахов назначался собирать милостыню по большим дорогам и строителями в монастырские вотчины.
Особенное служение несли посельские и больнишные старцы. Больнишные старцы ухаживали за немощными и престарелыми монахами, были освобождены от других послушаний. О посельских старцах подробно ниже.
Количество монахов в монастыре в XVII веке колебалось в пределах 20 человек, поэтому большую часть хозяйственных работ выполняли крестьяне.
В XVII веке царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем были подтверждены Жалованные грамоты, выданные Александро-Куштскому монастырю Великими Московскими князьями в XVI веке, царь Михаил Федорович выдал Указную грамоту с новыми условиями о подсудности монастырских людей и царь Алексей Михайлович выдал Указную грамоту на оброчные земли.
В 1613 году царь Михаил Федорович выдал Александро-Куштскому монастырю Жалованную тарханно-несудимую грамоту, подтверждавшую грамоту «блаженной памяти деда нашего государя, царя и великаго князя Ивана Васильевича, всея Русии» на беспошлинные перевозку товаров и грузов на 10 возах «одинова в году» и рыбную ловлю в Кубенском озере и реке Кубенице двумя неводами. В этой грамоте впервые зафиксировано право владения и описана вотчина монастыря: сельцо Колябино, деревни: Лавы, Окулинина, Горка и пустоши: что была д. Спасское, Каблукова, Соколова, Голодеево займище. Относительно вотчины в грамоте сказано «монастырскою вотчиною, и всяким угодьем, и селом им владеть по-прежнему». В 1671 году царь Алексей Михайлович Указной грамотой подтвердил право монастыря на беспошлинную рыбную ловлю, в 1678 году это право подтверждено царем Федором Алексеевичем и в 1683 году – царями Иваном и Петром Алексеевичами. В 1678 году царь Федор Алексеевич и в 1683 – цари Иван и Петр Алексеевичи подтвердили право монастыря на владение монастырской вотчиной: «сельцо Колябино, деревня Лавы «с деревнями и пустошами и со крестьяны, и со всеми угодьями»».
Указной грамотой 1623 года царь Михаил Федорович установил законодательные нормы для братии и крестьян Александро-Куштского монастыря. Этой грамотой царь освободил «монастырских людей и крестьян» от «податей денежных и всяких поборов», назначил игумена монастыря разбирать судебные дела крестьян и назначил три дня в году – Рождество Христово, Святую Троицу и Сергиев день, когда «городской или волостной человек» мог «воеводам и приказным людям» «чего на крестьян и игумена с братиею показать». Игумена и братию в свою очередь «по духовным делам» должен был судить архиепископ Вологодский и Великопермский по Соборному уложению. «А если на монастырской земле какое душегубство» или случайное убийство происходило, то игумен должен был отдать виновного воеводе и приказным людям.
В 1668 году царь Алексей Михайлович выдал Александро-Куштскому монастырю Указную грамоту на оброчные пожни: Шилиха, на Молотовском озере по р. Грязеице и Выкоряне Перевесье, на р. Чертовке, Лопатиха, Липовица, Вдарел Лоскут, Богданиха и Олферовская. Эти пожни были собственностью царя и сдавались монастырю на срок до 9 лет за ежегодный оброк. В 1681 году эта Указная грамота подтверждена самим царем Алексеем Михайловичем, в 1683 –царями Иваном и Петром Алексеевичами. В 1699 году монастырю выдан документ на владение пожнями Шилихой, Лопашихой и Липовицей без перекупки.
По Писцовому описанию 1627 – 1630 годов в монастыре в это время было две церкви: «церковь холодная во имя Успения Пречистой Богородицы, в приделе престол преподобного Александра Куштского чудотворца, другая церковь тёплая, с трапезою, великого Чудотворца Николы, деревянныя. А в церквах Божия милосердия образы, и книги, и ризы, и поникадила, и свечи местные, и сосуды церковные, и на колокольне колокола и всякое церковное строение монастырское».
Кроме церквей в монастыре еще имелись «келья игуменская и пять келей, живут в них священник и братья». Где-то «за монастырем», возможно за оградой, «мельница конская мелет на монастырский обиход» и «двор конюшенной».
В этом описании подробно представлена вотчина монастыря. Управлялась она двумя посельскими старцами, проживавшими на монастырских дворах в сельце Колябинском и сельце Горка.
Посельские старцы избирались монастырским собором. Выбранный старец переезжал в монастырский двор, бывший своего рода хорошо организованным центром сельскохозяйственной деятельности крестьян, и стоял во главе всего хозяйства. Он очень редко выезжал из своего села, был совершенно оторван от внутренней жизни монастыря, был представителем монастырской власти (крестьяне не могли обратиться к настоятелю монастыря, чтобы оспорить принятое посельским старцем решение). Обязанности посельского старца: руководство сельскохозяйственными работами, обеспечение крестьян и работников рабочим инвентарем, своевременный сбор оброка с крестьян, обеспечение сохранности и распределение продуктов и урожая (часть отправляли в монастырь, часть оставляли на семена, часть – на раздачу в заем и часть – на продажу). Монастырский двор представлял из себя огороженную территорию, внутри которой стояли избы, где жили посельские старцы, приказчики и другие монастырские работники, так же там были скотный двор, амбары, погреба, сараи, житницы, где хранились продукты животноводства (масло, сметана, сало, кожи) и урожай (мука, сено, зерно, грибы, ягоды).
В монастырском дворе сельца Колябино, кроме дома старца, был «двор монастырских детенышей, двор конюшенной, двор коровей» (монастырские детеныши – предположительно крестьянские дети-подростки). Пахотные земли этого монастырского двора находились в самом сельце Колябино, в деревнях Лавы, Молчановской и Кулинино (Окулинино) на р. Неюч. Сенокосные угодья находились на пожнях Борщевка, Мотовилка, Собилка и вдоль берегов р. Кушты и оз. Кубенского. «Животинной пригон» был вдоль берегов р. Неюч, «да под с. Колябиным поскотина на р. Куште по обе стороны от пожни от Синовца до лугу Бордоеского».
Монастырский двор сельца Горка не описан. Пахотные земли этого двора находились в самом сельце Горка, в пустошах, «что была д. Спасское», Каблуково, Соколово. Сенокосные угодья – на пожнях «по обе стороны от Соколовские Верхотины» до р. Кушты, на пожнях вдоль р. Пильмы, на «Окулине пожне на закрае у Кубенского озера», на пожнях Мотовилка и Каблуковской и вдоль р. Вахкобалы. Лесные угодья – вдоль р. Вахкобалы и «от д. Горки до Татильской Верети в длину на 3 версты, поперек от Матюнина бору, через р. Кушту, вверх по р. Гавронке до Чистого болота на 1,5 версты».
Таким образом, мы видим, что уездный Александро-Куштский монастырь в XVII веке – небольшой, но самостоятельный в хозяйственном отношении, один из многих в Русском царстве.
От описания хозяйственной жизни монастыря перейдем к его духовной жизни, важной частью которой является распространение почитания преподобного Александра Куштского. Одним из этапов почитания стало включение его Жития в богослужебные Четьи-Минеи Троице-Сергиева монастыря (современная Троице-Сергиева Лавра) и рукописные богослужебные книги других монастырей.
Минеи Троице-Сергиева монастыря написаны книжником, профессиональным писцом «чернецом Германом Тулуповым» и даны им в качестве вклада «по своей душе и по всех своих родителех». Четьи-Минеи иеромонаха Германа – это сборники основных для каждого месяца Житий святых и поучений, в них включены имена 63 русских святых. Они состоят из 12 томов, работа над первым завершена 6 августа 1627 года, над последним – 14 марта 1632 года. Минеи сохранились, хранятся в Главном собрании рукописей РГБ.
Житие преподобного Александра включено во июньский том, т.к. день его памяти 9 июня (по новому стилю 22 июня). Этот том завершен 25 июня 1631 года. Все собранные Жития иеромонах Герман стремился дополнить новейшими чудесами святых. В Житие преподобного Александра тоже включено чудо исцеления, произошедшее в 1599 году и не вошедшее в Житие, написанное в Александро-Куштском монастыре. Кроме этого, иеромонах Герман изложил Житие преподобного Александра в особой редакции – он не включил в Минейное Житие историю встречи преподобного Александра с преподобным Евфимием.
Еще одним из этапов почитания преподобного стало освящение придела деревянной церкви Успения Божией Матери Александро-Куштского монастыря в честь преподобного Александра Куштского. Сохранилось его описание, где в частности сказано: «у того придела кровле в подзоре крупными черными словами писана была летопись 7143 (1635) года. А о чем того заполнения писанных в той летописи рече не видно; а может быть о том, когда тот придел построен и посвящен», хотя в Писцовом описании 1627 – 1630 годов Успенская церковь уже была записана с престолом в приделе преподобного Александра. Возможно придел над местом погребения преподобного Александра был построен одновременно с церковью в первой половине XVI века, а освящен только в 1635 году.
Широкое почитание преподобного Александра Куштского подтверждает вклад, сделанный в Александро-Куштский монастырь в октябре 1699 года. Это чудесный, сохранившийся до наших дней, живописный покров на раку преподобного Александра Куштского с его изображением в полный рост. Он был изготовлен в Великом Устюге по заказу стольников Петра, Ивана, Алекандра Кикиных. Автор покрова, изограф Федор Григорьевич Мыльников, уроженец с. Бобровниково Устюжского уезда, работал в прогрессивном для своего времени стиле мастеров Оружейной палаты (маслом по легкой грунтовке на ткани – китайской камке), что отвечало вкусам Александра Васильевича Кикина – видного придворного деятеля, личного друга императора Петра I. Возможно Александр Васильевич был крещен в честь преподобного Александра и поэтому сделал такой дорогой подарок его обители. «Летопись» покрова в подножии преподобного Александра гласит: «ЛЕТА 7208 [1699] МСЦА ОКТОВРЇИА В 1 ДЕН ПОСТРОЕН СЕЙ ПОКРОВ НАУСТЮГЕ ВЕЛИКОМ ТЩАНИЕМЪ РАБОВ БЖИЇХ СТОЛЬНЇКОВЪ ПЕТРА // ИВАНА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧЕВ КИКИНЫХ ВО ОБИТЕЛЬ ПРПДБНАГО ОТЦА АЛЕКСАНДРА КУШТСКАГО ЧЮДОТВОРЦА НАСТЫЇ ГРОБЪ ЕГО //ВО СЛАВУ БЖИЮ ВООТПУЩЕНЇЕ ГРЕХОВЪ СВОИХ И ПОМАНОВЕНIЯ РАДИ СРОДНЇКОВ СВОИХ УСОПШИХ А ПИСАЛЪ СЕЙ ОБРАЗ ПРПДНГО // ОТЦА ГРЕШНЫЇ ЧЕЛОВЕКЪ ИЗУГРАФЪ ФЕДОРЪ ГРИГОРЕВЪ МЫЛЬНИКОВЪ УСТЮЖСКОВО УЕЗДУ ЖИТЕЛЬ СЕЛА БОБРОВНЇКОВА».
Кроме этого, во второй половине XVII века была написана большая часть икон для резного золоченого иконостаса церкви Успения Божией Матери: иконы для местного и деисусного рядов. Иконы деисусного чина – Спас в силах, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Апостол Петр, Апостол Иоанн, Апостол Павел, Апостол Андрей, святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, святитель Николай Чудотворец, Пророк Михей, преподобный Дионисий Глушицкий, преподобный Амфилохий Глушицкий, преподобный Кирилл Белозерский и преподобный Александр Куштский. Иконы местного чина – Святая Троица, Успение Божией Матери, Воскресение Христово, Божия Матерь «Печерская», «О Тебе радуется», Воздвижение Креста, Рождество Пресвятой Богородицы, святитель Николай Чудотворец в житии.
В заключении разберемся с местоположением Александро-Куштского монастыря. В 1658 году была учреждена Вятская и Великопермская епархия, к которой от Вологодской епархии отошли Великая Пермь, Чердынь и Соликамск. Вместо них в Вологодскую епархию были включены Белоозеро, Чарондская округа и Пошехонье и называться епархия стала Вологодской и Белозерской. Таким образом, на конец XVII века Александро-Куштский монастырь находился в Закушской волости Сямженской трети Вологодского уезда России и относился к Вологодской и Белозерской епархии Московского Патриархата. Епархию во второй половине XVII века возглавляли архиепископы Маркелл (1645 – 1663), Симон (1664 – 1684), Гавриил (1684 – 1707).