Архангелогородская губерния
Вологодский уезд
Заозерская половина
Сянжемская треть
Закушская волость
1556 – 1657 годы – Вологодская и Великопермская епархия
1657 – 1682 годы – Вологодская и Белоезерская епархия
1682 – 1787 годы – Великоустюжская и Тотемская епархия
Александров монастырь, что на Куште
Настоятели:
Игумен Парамон (упоминается в 1623 – 1631 годах)
Строитель Митрофан (упоминается в 1653 году)
Строитель Варсонофий (упоминается в 1668 году)
Строитель Маркелл (упоминается в 1671 – 1684 годах)
Строитель Иосиф (упоминается в 1683 – 1697 годах)
Строитель Паисий (упоминается в 1686 году)
Строитель Феодосий (упоминается в 1675 – 1699 годах)
Знаменитая Минея Четья, рукописный памятник XVII века, дошедший до наших времен. Написана иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры Германом Тулуповым лета 7139 (1631). В ней под 9 июня на листах 61 – 81 список с Жития с подвигами и исповеданием преподобного отца нашего Александра, игумена Куштского, вологодского чудотворца. В конце 25 чудес и Похвала. Рукопись хранится в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры: ф. 304.1 № 677.

Особенностью XVII века стало его начало. Произошло небывалое до сих пор – восстановление государственности совместно царем и Патриархом. Патриарх Филарет (Романов) занял особое место в системе власти Русского государства. Будучи отцом царя Михаила Федоровича Романова по крови и его наставником в светских и духовных делах, Патриарх оказался в положении соправителя страны.
Царские пожалования в Патриаршую область придали Первосвятителю Русской Церкви огромное материальное могущество и политическое влияние. Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для православной державы.
Царь Михаил Федорович Романов очень практично начал свое правление. Уже в 1613 году по Указу царя начали составляться дозорные книги. В 1613 – 1617 годах прошло первое описание и были составлены дозорные книги вотчинных владений монастырей на территории Вологодской епархии, в 1627 – 1630 годах описаны Первая и Заозерская половины Вологодского уезда, в 1646 году была составлена новая переписная книга города Вологды, Первой и Заозерской половины Вологодского уезда и в 1678 году еще одна переписная книга дворов Вологды, а также сел, деревень и погостов Патриарших, монастырских и церковных вотчин в ряде волостей Вологодского уезда. Царь щедро одаривает монастыри и расширяет архиерейские вотчины. Возможно, выданная Михаилом Федоровичем Александро-Куштскому монастырю в Заозерской половине Вологодского уезда грамота и была одним из тех царских жалований в Патриаршую область.
Царские и другие грамоты настоятели записывали в монастырские книги. Они как правительственные распорядительные документы должны были храниться для подтверждения владений землей, права на рыбную ловлю и разрешения конфликтов. Дошедшие до наших дней грамоты того времени не имеют юридической силы, но приобрели статус рукописных памятников и хранятся теперь еще бережнее работниками музеев, архивов, библиотек. Именно Александро-Куштского монастыря грамот XVII века не так много:
Жалованная тарханно-несудимая и трехсрочная грамота царя Михаила Федоровича игумену Александро-Куштского монастыря Парамону лета 7131 (1623) октября 2 дня. Существуют списки с этой грамоты. Список 1857 года хранится в Российской национальной библиотеке, список 1747 года хранится в Государственном архиве Вологодской области.
Указная грамота царя Алексея Михайловича лета 7176 (1668) августа 8 дня. Эта грамота была дважды подтверждена царем Федором Алексеевичем лета 7189 (1681) марта 8 дня и царями Иваном и Петром Алексеевичами лета 7191 (1683) июня 20 дня. Список с этой грамоты 1747 года хранится в Государственном архиве Вологодской области.

из Успенской церкви,
конец XVII века
Указная грамота царя Алексея Михайловича на Вологду стольнику и воеводе Я.С. Волынскому и дьяку С. Скворцову о праве Александро-Куштского монастыря на беспошлинную рыбную ловлю двумя неводами в Кубенском озере и реке Кубенице лета 7179 (1671) сентября 11 дня. Эта грамота дважды подтверждена царем Федором Алексеевичем лета 7186 (1678) июля 4 дня и царями Иваном и Петром Алексеевичами лета 7191 (1683) июня 11 дня. Подлинник грамоты хранится в Коллекции грамот Коллегии Экономии. Существует три списка: список 1747 года хранится в Государственном архиве Вологодской области, список 1857 года – в Российской национальной библиотеке, список XX века – в архиве Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук.
Выпись из писцовых и межевых книг на с. Колябино и Горки с деревнями и пустошами лета 7136 (1628). Подлинник грамоты хранится в Коллекции грамот Коллегии Экономии.
Челобитная архиепископу Симону черного священника Александро-Куштского монастыря на Ф.М. Толочанова и крестьян, завладевших починком Голодеевым займищем в Закушской области лета 7176 (1668) мая. Подлинник хранится в Государственном архиве Вологодской области.
Указная грамота царя Алексея Михайловича архиепископу Симону о выяснении причин почему Богородицкая Лысогорская церковь завладела пустошами Александро-Куштского монастыря, данными ему в 1614 году, лета 7182 (1674) января 17 дня. Подлинник грамоты хранится в Государственном архиве Вологодской области.
Выпись из писцовых и межевых книг строителю Александровой пустыни Феодосию на разные угодья лета 7183 (1675). Подлинник хранится в Коллекции грамот Коллегии Экономии.
Память архиепископа Симона иеромонаху Маркеллу с распоряжением о выполнении Указной грамоты Патриарха Иоакима лета 7192 (1684) декабря 14 дня о поселении черного попа Агапия в отдельной келье с келейником на полном иждивении лета 7192 (1684) января 15 дня. Черновик этой грамоты в Коллекции рукописей П.И. Савваитова (подклеен на обороте патриаршей грамоты).
Челобитная архиепископу Гавриилу черного священника Александро-Куштского монастыря Паисия о выдаче антиминса лета 7194 (1686) января 25 дня. Список XVII века хранится в Государственном архиве Вологодской области.
Память из приказа Большого дворца по Указу Великого государя вологодскому подъячему Ф. Воробьеву о владении Александро-Куштским монастырем пожнями: Шилихой, Лопашихой, Липовицей - без перекупки лета 7207 (1699) декабря 8 дня.

«Преподобный Александр Куштский»
из Успенской церкви,
1699 год
В "Материалах для истории делопроизводства поместного приказа по Вологодскому уезду в XVII веке", собранных В.Н. Сторожевым, содержится еще один документ начинающейся эры распорядительной документации – "Писцовое описание монастырских вотчин в Заозерской половине Вологодского уезда 1627 – 1630 годов":
«В Закушской волости монастырь Александрова Пустынь на р. Куште - церковь холодная во имя Успения Пречистой Богородицы, в приделе престол преподобного Александра Куштского чудотворца, другая церковь тёплая, с трапезою, великого чудотворца Николы, деревянная. А в церквах божие милосердие, образы, и книги, и ризы, и поникадила, и свечи местные, и сосуды церковные, и на колокольне колокола и всякое церковное строение монастырское. В монастыре келья игуменская и пять келей, живут в них священник и братья. За монастырем мельница конская мелет на монастырский обиход, двор конюшенный.
Александровы пустыни, что на Куште, в вотчине:
Сц. Колябинско - а в нем двор монастырской, живет в нем старец, двор монастырских детенышей, двор конюшенной, двор коровей. Пашни паханные монастырские 10 ч., да перелогом 3 ч., да лесом поросло 5 ч. И всего в середние земли 18 ч, в поле, а в дву по тому ж. Сена по заполью и по р. Куште на Борщовке пожне 5 к. А животинной пригон монастырской землей межником через болота по мосту на починок, край речки Неюча.
Д. Лавы на речке Неючу, Мольчановская тож - а в ней крестьян: во дв. Богдашко Фефелов, - во дв. бобыль Первушка Феофилатьев.
Пашни паханные 5 ч., да перелогом четверть с полуосминою, да лесом поросло 2 ч. без полуосмины. И всего в середние земли 8 ч. в поле, а в дву по тому ж. Сена по речке по Куште и озера 9 к.
Д. Кулинино на речке на Неючу - а в ней во дв. бобыль Сенка Васильев с сыном с Первушкою, дв. пуст Тренки Осипова, ушёл в мир кормиться в 137 году. Пашни паханые 7 ч., да перелогом 3 ч., да лесом поросло 2 ч. И всего добрые земли 12 ч. в поле, а в дву по тому же. Сена на Мотовилке пожне и на Собилке наволоке 8 к.
Сц. Горка на речке Неюче - а в ней двор монастырской, двор пуст Бобыльской Лучки Иванова да Ефимки Васильева, ушёл в 137 году. Пашни паханые монастырские наездом 5 ч., да перелогом четь, да лесом поросло 2 ч. И всего добрые земли 8 ч. в поле, а в дву по том ж. Сена во отхожих пожнях по обе стороны от Соколовские Верхотины до поперечные Кушты и по речке по Пильме, на Окулине пожне на закрае у Кубенского озера, на Мотовилке пожне и на Каблуковской. Всего сена 134 к.
П., что была д. Спасское, - пашни перелогом середние земли 5 ч. в поле, а в дву по тому ж. Сена по обе стороны речки Вахкобалы 2 к. Лесу черного и болота до речки Вахкобалы в длину на версту, а поперек на полверсты.
П. Каблуково - а в ней пашни перелогом середние земли 4 ч. в поле, а в дву по тому ж. Сена по речке Вахкобале 7 к., да от Косые речки вверх по речке Вахкобале лес и пожни Александровы пустыни.
П. Соколово - пашни лесом поросло середние земли 20 ч. в поле, а в дву по тому ж. лесу красного бору, и черного лесу, и болота от д. Горки да Татильской Верети в длину на 3 в., а поперек от Матюнина бору, через речку Кушту, вверх по речке Граворонке до Чистово болота на полторы версты.
И всего Александровы пустыни в вотчине сп., да 3 д., да три п. А в них дв. монастырской, да дв. монастырских служебников, 2 дв. крестьянских, да дв. бобыльской, а людей в них 4 чел., 2 дв. пустых.
Пашни паханые монастырские добрые земли 5 ч., да крестьянские 2 ч., да наезжие 5 ч., да перелогом 4 ч., да лесом поросло 4 ч. И всего добрые земли 20 ч. Да пашни ж паханые монастырские середние земли 10 ч. да крестьянские пашни середние земли 5 ч., да перелогу 9 ч. с полуосминою, да лесом поросло 31 ч. бес полуосмины. И всего середние земли 55 ч. И всего пашни монастырские, и крестьянские , и перелогу, и лесом поросло добрые и середние земли 75 ч. в поле, а в дву по тому ж. Сена около пол 63 к. Лесу черного и бору в длину на 3 в., а поперек на полторы версты.
Да к монастырю ж монастырские рыбные ловли вниз по р. Куште до Кубенского озера, и в Кубенском озере, и в р. Кубенице, ловят на монастырской обиход двема кореводы, и неводом, и мрешками, и всякими ловлями. Да под с. Колябиным потскотина на р. Куште по обе стороны от пожни от Синовца до лугу Бордоеского.
А сошного письма полполчети, и перешло сверх сошного письма добрые земли 11 ч. с полуосминою. А платить им с той вотчины по государеву указу в сошное писмо з живущего с третника пашни.
И писана за Кушским монастырем та вотчина и рыбные ловли по государевым грамотам, за приписью дьяка Ивана Болотникова, 122 году да Прокофья Пахирева 132 году.».
Надо заметить, что с середины века настоятели монастыря не игумены, а строители. Эта должность появилась в других монастырях еще в XVI веке. В обязанности строителя входило общее руководство монастырским хозяйством, приблизительно в равном положении с ним келарь, казначей и житник. В отличии от настоятеля и казначея строитель не имел своей печати.