Покров «Преподобный Александр Куштский» 1699 года.
Покров находится в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника – редкий образец покровов, выполненных в технике масляной живописи.
Образ святого Александра, устроителя обители в устье реки Кушты, написан маслом по легкой грунтовке на ткани – китайской камке. Подобных «живописных» покровов сохранилось очень мало (подвижность и мягкость основы приводит к хрупкости и осыпанию красочного слоя), хотя сведения о них дошли еще от начала XVI в. Традиция же подобных образов восходит к концу XII – началу XIII веков и связана с Иерусалимом.
Помимо безусловных художественных достоинств, покров обладает несомненным историко-культурным значением благодаря «летописи», помещенной в подножии святого:
«ЛЕТА 7208 [1699] МСЦА ОКТОВРЇИА В 1 ДЕН ПОСТРОЕН СЕЙ ПОКРОВ НАУСТЮГЕ ВЕЛИКОМ ТЩАНИЕМЪ РАБОВ БЖИЇХ СТОЛЬНЇКОВЪ ПЕТРА // ИВАНА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧЕВ КИКИНЫХ ВО ОБИТЕЛЬ ПРПДБНАГО ОТЦА АЛЕКСАНДРА КУШТСКАГО ЧЮДОТВОРЦА НАСТЫЇ ГРОБЪ ЕГО //ВО СЛАВУ БЖИЮ ВООТПУЩЕНЇЕ ГРЕХОВЪ СВОИХ И ПОМАНОВЕНIЯ РАДИ СРОДНЇКОВ СВОИХ УСОПШИХ А ПИСАЛЪ СЕЙ ОБРАЗ ПРПДНГО // ОТЦА ГРЕШНЫЇ ЧЕЛОВЕКЪ ИЗУГРАФЪ ФЕДОРЪ ГРИГОРЕВЪ МЫЛЬНИКОВЪ УСТЮЖСКОВО УЕЗДУ ЖИТЕЛЬ СЕЛА БОБРОВНЇКОВА».
В тексте подтверждается устюжское происхождение Федора Григорьева Мыльникова, автора покрова и иконы «Спас Нерукотворный» 1703 г., хранящейся в Третьяковской галере. Изограф Федор Мыльников работал в прогрессивном для своего времени стиле мастеров Оружейной палаты, что отвечало вкусам заказчика, Александра Васильевича Кикина (1670-1718), видного придворного деятеля петровской эпохи, личного друга царя Петра I. Его палаты в Санкт-Петербурге («Кикины палаты») были выстроены также в новом стиле барокко.
Покров «Преподобный Александр Куштский» при поступлении в мастерскую реставрации тканей ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря был сильно загрязнен и деформирован. Ткань была в многочисленных пятнах различного происхождения и затеках, по всей поверхности – многочисленные сечения, разрывы, прожоги и мелкие дыры со следами ржавчины от гвоздей. Особенно пострадала ткань в верхней части покрова. Изображение нимба святого было зашито на машинке поздним желтым коленкором. Живопись также была загрязнена, особенно на лике и руках. Повсеместно красочный слой утратил сцепление с шелковой тканью, шелушился и осыпался. Фрагмент покрова с изображением рукава рясы святого на правой руке был прожжен насквозь.
При работе над покровом был учтен опыт, полученный ранее при реставрации знамен XVII – XIX веков, выполненных в той же технике. Неоценимую помощь оказали своими консультациями химики-технологи и реставраторы мастерских графики, темперной и масляной живописи.
Перед реставраторами стоял следующий комплекс задач – укрепление шелкового фона-основы с необходимым восполнением утрат, укрепление живописи и очистка ткани и живописи.
Особенность реставрации подобных произведений состоит в том, что работа с тканью начинается с ее очистки, а затем следует укрепление. Реставрация живописи часто диктует обратный порядок: при наличии шелушения сначала укрепляется красочный слой, затем следует его очистка и, при необходимости, тонировка.
В процессе реставрации ткань была очищена, пятна по возможности удалены или ослаблены (не нарушая структуры шелка). В местах утрат и сечений подведен дублировочный тонированный газ с последующим укреплением иглой с нитью. Коленкоровый нимб демонтирован.
Руинированный шелковый фон с остатками первоначального живописного нимба перекрыт тонким тонированным газом. Произведено общее раздельное дублирование средника и кайм покрова на тонированный газ.
Красочный слой был укреплен и затем очищен. Легкое тонирование в местах осыпей и потертости живописи проводилось только на одеждах и не коснулось лика, рук, свитка и картуша с летописью.
Для конструктивной прочности и сохранности покрова были подведены реставрационные прокладка и подкладка.
Реставрационные работы были проведены молодыми реставраторами М.А. Анохиной и А.А. Павловой под руководством заведующей мастерской реставрации тканей, реставратора высшей категории Е.В. Семечкиной
Материал подготовлен научным сотрудником мастерской реставрации тканей А.В. Силкиным.