Летопись
Свято-Успенского
Александро-Куштского монастыря

XV век

Преподобный Александр Куштский устанавливает крест на месте будущего монастыря
Преподобный Александр
устанавливает крест
на месте будущего монастыря

Преподобный Александр, выйдя «под покровом ночи никем незамеченный» из Спасо-Каменного монастыря, переправился на северный берег Кубенского озера «и пошел искать себе безмолвнаго места для жительства». И «обхождаше места многа ища покоя иде же обрести место работати Богу. Последи же прииде яко Богом наставляем в весь, зовому Сянжему».

«Округ же того места блата идеже дебри непроходимо велики: и возлюби преподобный Александр место, и не бяше тогда церкви на том месте. И сотвори молитву, и созда себе келеицу малу, в ней же своими молитвами трудолебными Богу моляся, и Пречистой Его Матери».

Но не долгим было одиночество преподобного Александра. Его келеицу на берегу реки Сянжемы, окруженную с одной стороны сянжемскими лесами, с другой - непроходимыми болотами, расстилающимися на многие километры вокруг Шиченгского озера, скоро обнаружили местные жители и «мало-помалу стали приходить к нему люди и, изумляясь жизни пустынника, благодарили Бога за то, что в их стороне явился такой подвижник».

«Святый Александр нача помышляти, понеже ненавидя славы от человек вменяше то грех быти и стыд. Попечение же имы еже бежати славы от человек, работати помышляше Богу в пустыни. Всевидящее же Око видев труды его яко хощет сосуд быти Святаго Духа, и мощен управити Христова стада, вниде сему в помысел отыти оттуду, понеже яко тамо имать быти не пустынное место».

Преподобный Александр Куштский пришел к епископу Дионисию Ростовскому
Преподобный Александр
пришел к Ростовскому епископу
за благословением на устройство монастыря

Преподобный Александр ушел с Сянжемы к своему собрату по Спасо-Каменному монастырю - Евфимию, «слышал бо святаго мужа Евфимия вдале оттуду яко осьм десять и пять поприщ в нощней стране, близ езера глаголемаго Кубенскаго, на восточную страну солнечнаго восхода два поприща: на реце, зовома Кушта». Место, где «предреченный Евфимий созда келеицу малу, в ней же покой приимаше от труда», находилось в непроходимой болотистой местности Заозерья – во владении Заозерского князя Димитрия.

Встрече с собратом «преподобный Евфимий радостен бысть, и приим его радуяся яко от Бога посланна, яко же рещи: оба едину волю иместа духовною работою подвизающася», «по времени же мале о духовном беседовав».

«Изволи преподобный отец наш Александр место на устроение пустынное, и поведа помышление свое преподобному Евфимию: «яко хощу Богу работати на месте сем». Слышав же преподобный Евфимий, радостен быв. Видев же преподобный Евфимий преподобнаго Александра яко делатель есть Христовых заповедей, и даде ему келию, иже сам созда своима рукама, и благослови его животворящим крестом на свое место, и сам благословение получив от преподобнаго Александра, отыде в предреченную пустынь на Сянжему, иже преподобный Александр зача место то».

«Подошедши еще ближе к озеру, неподалеку от устья реки Кушты» преподобный Александр «по Божию строению постави крест, иже ношаше с собою и преклонь колени моляся: «Господи Иисусе Христе Сыне Бога Живаго, Упование всех концей земли, призри се ныне и виждь место сие. И благослови его и мене недостойнаго раба Твоего удостой в настоящем сем месте, молитвами Пречистыя Твоя Матере, честного и славнаго Ея Успения, создати на сем месте церковь. Но яко же Тебе Христе изволившу наш убо разум несовершен есть, и всякаго неведения исполнен. Но Сам, Господи, направи мя, от Тебе возможна суть. И Ты, о Всемилостивая Госпожа Мати Христа Бога, Владычице Богородице, услыши мя, недостойнаго раба Твоего, се ныне прибегаю в теплое заступление и покров, требующа Твоея помощи, на Тебе упова душа моя, но Сама мя настави, и сохрани мя от уст всепагубнаго змия, зияющаго и ищущаго поглотити. Сохрани, Владычице, сохрани хотящих на месте сем работати Богу, и молитвы возсылати о благоверном царе, и о всех христолюбивых князех, и за вся православныя христианы, о спасении и утверждении спасения их и укрепления покой нам бывает и беспечалие, такожде тихо и безмятежно житие имамы жити со всякою верою благою: Бог бо вся человек хотя спасти и в разум истины приити». И восстав от молитвы, рек: «Аминь»».

Рукоположение во иеромонаха преподобного Александра Куштского
Ростовский епископ рукополагает
преподобного Александра
во иеромонаха

«И постави себе келеицу малу иную, и нача жити в них, в трудех со слезами Бога моля. Преподобный же отец наш Александр подвизася постом и бдением, и жаждою тело свое изнуряя, и многи пакости от бесов терпя, землю копая мотыкою на потребу, и ярое жито сея: пища же ему сухоядение покуду, и пия воду».

«По времени же некоем прииде к нему некий старец: видев же его преподобный радостен бысть, и прият его яко от Бога посланна», вместе они подвизались пять лет, «посем же и другаго брата име». Имена этих братьев - Савватий и Симеон, кто из них пришел первым неизвестно.

Обратился тогда преподобный Александр к братьям: «Братие, помышляющу ми во уме своем на Бога возлагая, аще будет Богу угодно, и Пречистой Его Матери, сие может на дело произвести, хощу на сем месте пустынном церковь создати». Симеон и Савватий ответили ему: «Честный отче, воля Господня да будет, яко на сем месте прославитися Имени Его Святому, и Пречистей Его Матери от ныне и до века».

За благословением на строительство церкви преподобный Александр отправился в Ростов к епископу Ростовскому, Ярославскому и Белозерскому Дионисию (1418 – 1425), бывшему игумену Спасо-Каменного монастыря. «Епископ же Дионисий благослови его, и духовно поучив, душеполезная словеса беседова к нему, и рече ему: «О Святем Дусе, возлюбленному сыну, и сослужебнику нашего смирения Александру мир и благословение буди с вами во веки, аминь». И дал ему вся потребная на устроение пустынное».

Строительство церкви Успения Божией Матери
Строительство церкви
Успения Божией Матери
в Александро-Куштском монастыре

По возвращении преподобный Александр обратился к князю Димитрию Заозерскому с просьбой построить на его землях церковь и монастырь. Князь Димитрий, потомок славного рода Ярославских князей, был князем Заозерским приблизительно в 1391 – 1439 годах. Его младший сын Андрей (в монашестве Иоасаф) в середине XV века стал монахом Спасо-Каменного монастыря, сподобился явления Господа нашего Иисуса Христа, преставился в юном возрасте, мощи его открыто почивали в Преображенском соборе монастыря. «Слышав же христолюбивый князь Димитрий, возрадовася сердцем яко близ его державства хощет Бог обитель воздвигнути. Тогда даде ему потребная на созидание обители» и преподобный Александр «по Божию строению созда церковь во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Успения благословением епископа Дионисия града Ростова, и освяти олтарь». Князь Димитрий Заозерский «села и деревни подаде многи на прекормление братии», жена его, княгиня Мария, «нача веру велию имети ко Пречистей, и ко преподобному посылаше ово пития, ово ядения, и он кормяше маломощных». Так около 1420 года был основан Александро-Куштский монастырь и в нем построена церковь Успения Божией Матери.

На момент основания Александро-Куштский монастырь находился в Заозерском уделе Ярославского княжества Северо-Восточной Руси и относился к Ростовской епархии Киевской митрополии Константинопольского Патриархата. Ростовскую епархию в XV веке возглавляли Ростовские, Ярославские и Белозерские святители Григорий (1396 – 1416), Дионисий (1418 – 1425), Ефрем (1427 – 1454), Феодосий (1545 – 1461), Трифон (1462 – 1467), Иоасаф (1481 – 1488), Тихон (1489 – 1503).

Чудо преподобного Александра Куштского о татарах
Чудо преподобного Александра
о татарах

«И нача преподобный подвизатися постом и жаждею, отсюду же велик познавашеся братии, и поучаше их на доброе делание: «Весте ли, любимицы мои, подобает нам многими скорбьми внити в Царство Небесное. Нужно бо есть Царствие Небесное, и нужницы восхищают е» и непрестанно молился Богу.

В 1429 году был татарский набег на Ярославские, Галицкие, Костромские земли и Вологодское Заозерье. Татары разорили окрестности Александро-Куштского монастыря «и села его та близ суща монастыря святаго повоеваша, и на устьи реки Кубеницы». В этом разбойном татарском нашествии было явлено первое прижизненное чудо преподобного Александра: «загнашася пять татаринов в пустынь к преподобному. И срете их преподобный, и осени их животворящим крестом. Они же падоша на землю аки мертвии на мног час. О девятом же часе помолися преподобный Господу Богу и возбуди их: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, восстаните». Они же восташа и поидоша путем своим, славяще и хваляще милость святаго».

Следующие два прижизненных чуда преподобного Александра были явлены после смерти князя Димитрия Заозерского (погиб в войне с татарами между 1436 и 1439 годами).

Чудо преподобного Александра Куштского о княгине Марии
Чудо преподобного Александра
о княгине Марии

Первое из них состояло в том, что преподобный предсказал кончину княгини Марии Заозерской: «по преставлении же князя Димитрия княгиня его Мария прииде на поклонение ко Пречистой и к преподобному благословения ради, и узре преподобнаго в церкви молящася и поюща псалмы Давидовы сто пятьдесят псалмов, и не благословися у святаго, но зря его втай среди церкви обнажена до персей, ядяху святаго комары, и узре преподобный озлобися на ню, занеже пресече ему молитву и изглагола к ней: «О, княгине, не подобает ти странничества нашего смотрити, занеже нищи есмы и странни». Княгиня же, позна свое согрешение, и моляся прощение получити от святаго. Умален же быти преподобный и прости ея, и повеле ей нищету свою кормити в дому своем, княгиня же обещася и благословение получи и поиде в дом свой радуяся, и славя Бога. Потом же прииде нань скорбь, и посылает к святому с молением помолити за ню Бога. И не презре преподобный моления ея, помолися о ней Господу Богу и Пречистой Его Богоматери, и проуведе от Бога о смерти ея святый за двадесять дний».

Второе из них свидетельствует о великом человеколюбии преподобного Александра: «по лете же некоем народися пшеницы много, делатели же на гумне изгребоша в груду пшеницу и поидоша почивати. И некто поселянин бяше и невежда прииде на гумно ко пшенице, и абие нагреб мешек пшеницы, и не може подняти. И уведев же преподобный и прииде, и глагола ему: «Почто, чадо, не по силе взял еси?». Поселянин же паде, не возмог глаголати. И повеле святый усыпати, и еще не може, и еще усыпати повеле, и не може подняти. И мало остася. Преподобный отец Александр прости его о бывшей вине, и наказа его потом таковая не творити и взя человек мешец легко подня, неслыша тяготы. И заклятися к преподобному и иде в дом свой благодаря Бога и преподобнаго Александра».

«Уведе же преподобный свое отхождение к Богу, естества отдати долг: дух же к желаемому Христу предати, в день недельный» (в воскресенье). Он призвал к себе братьев, Савватия и Симеона, и глагола им: «братие, колико вам благоволит Бог терпети на сем месте, имейте любовь между собою, друг друга любите яко сами себе: Бог бо вам помощник, и прибежище, и сила, и стена от сетей вражиих: наипаче же, братие, смирением украшайтеся и чистотою. Страннолюбия не забывайте: пищу же, и питие имейте немятежно, и стяжите любовь нелицемерну, и чистоту душевную вкупе и телесную. Огнем такая нечистота, братие, умрет и огнем потребится. И ни во чтоже вменяйте жития сего честь и славу, но вместо еже от Бога ожидати мздовоздаяния небесных и вечных благ наслаждения».

Преподобный Александр Куштский на молитве в келье
Преподобный Александр
на молитве в келье

«Сия слышаще братия, очеса слез исполнивше, и глаголюще: «О, духовный отче, сам отходиши в вечный покой, а нас оставляеши в скорбех и страстех. И кому ныне оставляеши пещися душами нашими?» Преподобный же отец наш Александр с кротостию отвеща им глаголя: «Господу Богу, и Пречистей Его Матери, и святому Николаю Чудотворцу; составите церковь во имя святаго Николая Чудотворца», и место знамена, и рече: «аще Бог подарует вам терпение, попецытеся, и мир Божий да будет с вами, просвещая вас и вразумляя, и на путь истинный наставляя. Аз, братие, подаю вам мир и благословение, токмо будите послушливи по Господню слову, реченному ко Апостолом: «Слушая вас, Мене слушает. Отметаяйся вас, Мене отметается. Отметаяйжеся Мене, отметается Пославшего Мя». Убоимся, братие, сего страшнаго онаго гласа, глаголющего: «Отыдите от мене проклятии и клятвопреступницы, и братоненавистницы». Се же, чада, глаголах вам разум подати ко истине, и во всяком совершении быти, и светом Божественным, и Живоначальныя Троицы осияватися во веки».

В назначенное воскресенье преподобный Александр совершил свою последнюю литургию, «Владычняго Тела и Крови Христа Бога нашего причастися». По окончании богослужения преподобный «воздвиже очи на небо и руце, и в перси себя бияше, и сотвори моление Господу Богу, глаголя: «Господи Боже мой, Владыка Человеколюбче щедрый, приими в вечныя Твоя покоища, и не помяни, Господи Благий, и моего согрешения, елика согреших ведением и неведением, делом и глаголанием, зрением и мысльми, Господи, сохрани Христе раб Своих во обители сей изволивших работати Тебе, Господу, искушения сопротивнаго разруши, Всесильне Господи, всельстиваго врага сии стрелы от раб Твоих отжени. Посли, Владыко, свыше благодать Пресвятаго Твоего Духа, и укрепи их на невидимыя ополчения, Господи, да прославится имя Твое святое». И преклонь колени со слезами моляшеся ко Пречистей Богородице: «О, Всемилостивая Владычице Богородице, ходатаице к Сыну Своему и Богу нашему Иисусу Христу. Тебе Сладкаго ми Христа Ходатаице, яко вем спасенному упокоению пристанище, предлагаем раби Твои, буди нам Помощница и Заступление, на Тя уповахом, и на Тебе надеемся: и Тобою хвалимся, о Тебе все упование наше есть, яко сподобила мя еси грешнаго и грубаго раба создати обитель сию, и прославитися имени Твоему Пречистому. Ты и ныне, о Владычице, призри на обитель сию, и мне, и на живущих во обители сей имене Твоего ради, иже и молитвы приносити о благочестивом царе, и за вся благоверныя князи, и за род христианский о мире, и о здравии, и о упокоении душ наших. Рече бо Апостол: «Молитеся друг за друга, да исцелеете». И мене грешнаго душу приими с миром». И сотворив молитву, о Христе целование даде братии, и с миром почи о Господе».

«Преставися преподобный в лето 6947, в восемнадцатый час дни, месяца июня в девятый день (9 июня 1439 года), на память иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийскаго».

Преподобный Александр Куштский на молитве в церкви
Преподобный Александр
на молитве в церкви

«Поживе преподобный отец наш Александр шестьдесят восемь лет, и два месяца, и двадцать три дни. Бысть же видением полне, возрастом средний, а телом сух, излишнше: главу имея среднюю: лице окружено: очими тихи: браду до персей, полна, кругла; власы тморусы, в пол седы».

«Положено бысть тело преподобнаго отца нашего Александра близ церкви Пресвятыя Богородицы, иже сам созда, и повеле положити на полуденной стране олтаря и место назнамену ту. И погребен бысть идеже и до нынешнего дня лежит чудотворное тело его, даже и до ныне от гроба святаго исцеление безмездно приснотекущий источник и, споспешествующим самым чудесам святаго. Болящим целитель: слепии приходяще с верою, просвещаются: глухии слухи приемлют: немии быстроглаголивы бывают: немощнии в силу прелагаются: беснии исцелеваются, и всякими болезньми одержимии прикасаютися к раце мощей святаго, с верою, здравие приемлют».

После преставления преподобного Александра, по его завещанию, ученики построили в монастыре теплую церковь святителя Николая Чудотворца и освятили на день памяти преподобного. В житии преподобного Александра упоминаются только два его ученика – Симеон и Савватий.

После постройки церкви свершилось первое посмертное чудо преподобного Александра: «по лете же некоем явися отрасль над гробом святаго древо зовомо рябина, еже есть и до ныне. Во время же праздника Пречистыя Богородицы, святаго Ея Успения, приидоша от окружных мест соседи на праздник Пречистыя Богородицы, на небрежение детищ прииде и сломи ветвь у святаго того древа, и отекши рука нача болети велми. И по днех приидоша родитель его, именем Матфей, моляся Пречистой, и преподобному ко гробу приложися, и исцеле рука его, и бысть здрава яко и другая, и иде в дом свой благодаря Бога, и славя святаго, и ягодичие от того древа вземлет на исцеление недугов».

Погребение преподобного Александра Куштского
Погребение
преподобного Александра

Следом свершилось следующее чудо: «приидоша от окружных мест соседи, и приведоша с собою беснаго человека именем Михаила, и нача беситися, и не могоша его держати. И прииде нощь, и связаша его, и положиша в церкви: сами же начаша почивати. И бысть во глубокую нощь возопи смысленно, и глагола: «о, святый Николае, преподобне Александре, чудотворцы, простите мя грешнаго от немощи сея». И стражие его слышаще вопивша смысленно и молящася, приидоша зряще его молящася, и проста стояща: храм же исполнен благоухания видяще, и вопросиша беснаго: «како бысть прост?»: и рече им Михаил: «о, братие, бысть свет: прииде святый Николай Чудотворец, преподобный отец наш Александр из олтаря. Святый Николай нача кадити церковь и мене: преподобный Александр прекрести мене, аз же ужасохся, глаголати не могох. И преподобный Алекандр глагола ми: «Михаиле, востани, и моляся святому Николаю, и мене в помощь призывай, и будеши здрав»: и абие невидим бысть. И аще став прост и смыслен и слушав пение у святаго, и иде в дом свой, славя и благодаря Бога, и Пречистую Его Матерь, и святых чудотворцев: святителя Николая и преподобнаго Александра».

Описанные удивительные события в маленьком Александро-Куштском монастыре происходили на фоне крупного исторического события в Великом Московском княжестве – получения автокефалии Русской Православной Церкви. В годы правления Великого Московского князя Василия II (1415 - 1462), при котором окрепла и усилилась объединившая вокруг себя земли многих княжеств Московская Русь, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата, принявшего в 1439 году Ферраро-Флорентийскую унию (объединение Католической и Православной Церквей). Русская Церковь не приняла условий унии. Подписавший унию, назначенный Константинополем митрополит Киевский и всея Руси Исидор, был с позором изгнан из Москвы. В 1448 году на Церковном Соборе был избран первый русский митрополит Киевский и всея Руси епископ Иона (1390 – 1461). С этого момента Русская Православная Церковь стала автокефальной (самостоятельной).

За год до этого произошло еще одно событие, имеющее прямое отношение к Александро-Куштскому монастырю, – изменение статуса Заозерья. Причиной стал мятеж Углицкого князя Дмитрия Шемяки, зятя князя Дмитрия Заозерского, против Великого Московского князя Василия II. В ходе междоусобной войны Дмитрий на время сверг Василия с Великокняжеского престола и ослепил его. В 1447 году Великий князь Московский Василий II Темный вернул престол и лишил наследства детей князя Димитрия Заозерского. Заозерье сначала было поделено между Великим князем и князьями Московского дома - Михаилом Белозерским и Иваном Можайским, а к началу 1450-х годов обе половины «Заозерья Кубенских князей» (и великокняжеская и удельнокняжеская) были окончательно сосредоточены в руках Великого князя Василия II. Согласно его духовной грамоте 1461 года, его младшему 9-летнему сыну Андрею Васильевичу Меньшому достались «Вологда с Кубеною и з Заозерьем со всем тем, что к Вологде и к Кубене и к Заозерью потягло и с пошлинами». После смерти 5 июля 1481 года бездетного Вологодского князя Андрея Меньшого Вологда и все «Заозерье Кубенских князей» стали вотчиной его брата, Великого Московского князя Ивана III, – Вологодским уездом Великого Московского княжества.

Рябина над могилой преподобного Александра Куштского
Рябина над могилой
преподобного Александра

Следующее, значимое для Александро-Куштского монастыря, событие произошло в 1492 году, когда церкви и монастыри, находившиеся на территории Вологды и Вологодского уезда, были присоединены к Великопермской епархии. Возглавлял епархию на тот момент епископ Филофей (1471 - 1501).

Таким образом, к концу XV века Александро-Куштский монастырь в территориальном отношении находился в Закушской волости Сямженской трети Вологодского уезда Великого Московского княжества, в церковном отношении – в составе Великопермской и Вологодской епархии автокефальной Московской митрополии.

За период с 1439 (год смерти преподобного Александра Куштского) по 1507 год нет документов с упоминанием настоятелей и братии Александро-Куштского монастыря. Возможно, документы были утрачены в пожаре 1519 года. Возможен и другой вариант развития событий: вологодский краевед Н. И. Суворов в своей брошюре «Дионисиево-Глушицкий монастырь Вологодской епархии» 1876 года упоминает, что Дионисиево-Глушицкий монастырь носил «древнее название его Лаврой» и что к нему «некогда приписаны были в ведение и главное управление девять монастырей», и среди них – Александро-Куштский монастырь. Возможно, это было именно в период с 1439 по 1507 год.

Завершим описание упоминанием еще одного Куштского святого – Антония. Никаких биографических сведений о нем нет, известно только то, что преподобный Антоний Куштский включен в святцы конца XVII века (память 19 ноября) и в Иконописный подлинник второй половины XVII века (память 3 марта), т. е. жил он ранее XVII века. В 1841 году преподобный Антоний Куштский включен в Собор Вологодских святых. В РПЦЗ существует пока не изученное нами Житие преподобного Александра Куштского, где среди учеников преподобного Александра Куштского упоминается Антоний, «опытный в делах духовных и житейских; его посылал он однажды в год закупить все нужное для монастыря, в прочее же время никто не выходил из обители» (этот отрывок приведен на память преподобного Антония в интернете). Но в Житии, написанном в самом Александро-Куштском монастыре, упоминаются только два ученика преподобного Александра – Симеон и Савватий, и не сохранилось документов с упоминанием монаха или настоятеля с именем Антоний, жившего ранее XVII века.

Историческая справка


1263 – 1547 годы - Великое княжество Московское

1425 – 1433 годы – Великий князь Владимирский и Московский Василий II Васильевич Темный
1433 год – Великий князь Московский, а также князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич
1434 год – Великий князь Владимирский и Московский Василий II Васильевич Темный
1434 год – Великий князь Московский, а также князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич
1434 год – Великий князь Московский, а также князь Звенигородский Василий Юрьевич Косой
1434 – 1445 годы – Великий князь Владимирский и Московский Василий II Васильевич Темный
1445 год – Великий князь Московский, а также князь Углицкий и Галицкий Дмитрий Юрьевич Шемяка
1445 – 1446 годы – Великий князь Владимирский и Московский Василий II Васильевич Темный
1446 – 1447 годы – Великий Московский князь Дмитрий Юрьевич Шемяка
1447 – 1462 годы – Великий Московский князь Василий II Васильевич Темный
1462 – 1505 годы – Великий Московский князь, Государь всея Руси Иван III Васильевич

988 – 1448 годы – Киевская митрополия Константинопольский патриархат на территории Руси, Великого княжества Литовского и Королевства Польского
1448 – 1589 годы – автокефальная Московская митрополия

1408 – 1431 годы – святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси
1433 – 1435 годы – митрополит Киевский и всея Руси Герасим
1436 – 1441 годы – митрополит-кардинал Исидор
1448 – 1461 годы – святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси
1461 – 1464 годы – святитель Феодосий, митрополит Московский и всея Руси
1464 – 1473 годы – святитель Филипп I, митрополит Московский и всея Руси
1473 – 1489 годы – святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси
1490 – 1495 годы – митрополит Московский и всея Руси Зосима
1495 – 1511 годы – святитель Симон, митрополит Московский и всея Руси

Карта 15 век
Образование единого Российского государства в 1462 - 1533 г.г.