Каждый из нас, проходя по жизненному пути бросает на него свою тень. Похожа ли она хоть отдаленно на тень апостола Петра, врачующего недуги ближних? Жизнь наша сама по себе отражается на окружающих, и мы должны прилагать все наши старания, чтобы это отражение приносило собой пользу, облегчение и исцеление. А чтобы мы не уклонились с пути, Премудрость Божия устроила на земле Свою Церковь, которую не одолеют и врата ада. И как духовные ориентиры и маяки, разливают по всему миру небесный свет Божии храмы.
Много их строится на Руси. Благодарное сердце простого русского человека воздвигало повсеместно множество свидетельств своей любви к Богу, воплощая эту любовь в музыке деревня и камня. И не было ни одного города или села, где бы не слышался колокольный звон, созывающий верующий народ на встречу с вечной неземной радостью.
Не исключением была и Лежская волость Грязовецкого уезда – вотчина вологодских архиереев. Крепки были хозяйства многолюдных сел и деревень, поражали великолепием сельские храмы, достаточно взглянуть на фотографии Богородицкого храма села Сидорово, храма Казанской Божией Матери деревни Вохтога, Васильевской церкви села Васильевки, Ильинского храма…
Но в годы революционного лихолетья и советской власти все они были разрушены, осквернены или даже снесены с лица земли, как, например, Богородицкий двухэтажный белокаменный красавец храм в с. Сидорово. Весь кирпич от него был использован при строительстве дороги на Вохтогу. Но Бог поругаем не бывает, сбылись слова святителя Иоанна Златоуста, который говорил, что настанут времена и будут делать и переделывать и ничего не смогут сделать хорошо. Впоследствии дорогу пришлось провести по другому месту, но сделали так, что каждый водитель нет-нет да и вспомнит ее строителей. А из активистов-погромщиков так никто и не умер своей смертью: кто повесился, кого трактор переехал, кто утонул… Об этом помнят старожилы села.
Но Господь «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (Второе послание апостола Петра глава 3, стих 9), чудом, а вернее, Премудрым Промыслом Своим сохранил один-единственный храм на всю округу. В селе Раменье на замечательном возвышенном месте, близ речки Сеньги, упираясь куполами в небо, стоит древний Богоявленский храм, первое упоминание о котором относится к 1628 году («Писцовая книга»), к временам царя Михаила Федоровича. В 1812 году ввиду ветхости деревянной церкви здесь был построен каменный одноэтажный трехпрестольный храм. В народе его называли храмом Праведного Ноя по находящейся там чудотворной иконе ветхозаветного праведника. И люди ехали сюда издалека, чтобы помолиться перед образом и снискать милость Божию ходатайством святого Праотца.
Вот уже 400 лет купола храма устремлены в бескрайнюю синеву неба, а сам он, как белоснежный парусник, которого не касается ничто не чистое, как бы парит над житейским морем, едва касаясь земли лишь для того, чтобы принять на борт утомленных пловцов, ободрить их, утешить, дать силы и надежду на спасение. А иначе и быть не может, ведь корабль управляется надежной рукой опытного Кормчего, рукой Того, Кто избавил семейство Ноя от потопа «и затворил за ним» с Отеческой заботой дверь ковчега (Бытие глава 7, стих 11).
Все три престольных праздника Раменского храма связаны Священной и Церковной Историей с водной стихией: первый – Богоявления Господня, второй – святого Ноя Праведного, третий – святителя Николая чудотворца, покровителя всех путешествующих, мореплавателей (в том числе по морю житейскому). Храм расположен рядом с автодорогой, и каждый проходящий и проезжающий не может миновать его, не заметив. Его не уничтожили, не взорвали, хотя и был он закрыт с 1937 по 1947 годы, но все остальное время действовал, стоял, как скала, как твердыня в нашем изменчивом мире, отрытый всем ветрам, вселяя уверенность и надежду в неизбежность Божиих обетований. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии», обновитесь в водах Крещения, примите благодать, покайтесь и Я буду защитником вашим, спасу вас от потопления в пучине грехов, благословлю вас «и найдете покой душам вашим» (Евангелие от Матфея глава 11, стихи 28 и 29).
Один мой очень хороший знакомый, направляясь в райцентр, ехал в автобусе и думал, что отпуск заканчивается, а дел дома много, вот бы взять «больничный» и еще немножко отдохнуть. Тут он обратил внимание за окно – проезжали село Раменье и храм, в котором он когда-то крестился, но более не бывал в нем ни разу. Всё это он вспомнит потом, после несчастного случая, операции и справки на «легкий труд» в течение года. Это было явное вразумление от Бога. Тогда только он начал задумываться над своей жизнью, хотя внешних перемен заметно и не было. И вот через полгода в ночь на Богоявленский сочельник (в этот день в древней Церкви крестили оглашенных из язычников) с ним произошло то, что по-гречески называется «метанойя» (изменение направления, разворот на 180 градусов), а по-русски – покаяние. Он плакал, как ребенок, припадая к Божией Матери, чтобы Та испросила у Сына Своего и Бога прощение его грехов. С этого момента он стал постоянным прихожанином Богоявленского храма.
Сколько подобных судеб повидали древние стены храма! Сколько покаянных слез было пролито в них, сколько горячих материнских молитв о чадах и мужьях своих слышали они, скольким отцовским скупым, но искренним и сердечным мольбам внимали! Сколько тысяч раз радостное «Христос воскресе!» наполняло своды храма! И неслась пламенная молитва вместе с огоньками пасхальных свечей к Небу как световидный огненный столп. И Господь приникал к каждому вздоху, слову, мысли и желанию, исходящему из глубины верующего сердца, и посылал радость, мир, утешение каждому сполна, кто сколько мог вместить, потому что «как бесконечен Бог, так и радость которая исходит от Бога, бесконечна. Она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает» (святитель Иоанн Златоуст). Молились в храме и люди святой жизни.
Правдива народная мудрость, что не стоит село без праведника. Прихожанином Богоявленской Раменской церкви был старец Мардарий, ослепший еще в детстве, но приобретший с годами духовное зрение, считавшийся прозорливым. К его помощи и совету обращались многие. Молился здесь Никанор Арсеньевич Гладков – будущий священномученик Иерофей, Любимоградский чудотворец, уроженец д. Панкратово, в 18-летнем возрасте принявший постриг в Павло-Обнорской Свято-Троицкой обители. Его неоднократно арестовывали и ссылали за то, что он открыто выступал против беззаконий власти. Он был приговорен к расстрелу в 1937 году. И многие другие, которых знает только Господь Бог, окормлялись в этих стенах.
Православная община жила дружной, сплоченной жизнью. Последним священником перед закрытием церкви был отец Димитрий Изюмов. Здание храма передали колхозу, который уничтожил всё, что было внутри: из икон делали кормушки для скота, а храм приспособили под зернохранилище.
Осиротело село, и тьма опустилась на землю. И это в какое время в 1937 – 1947 годы! Самое лихолетье! Шла война, люди получали похоронки, уходили на фронт, рождались, умирали. Почти в каждом доме было горе и страдание. Народ православный изнывал без духовного окормления. Умолк голос Церкви Христовой, казалось, навсегда… Но усилиями верных чад, которых возглавил старец Мардарий, храм был вновь открыт после некоторых чудесных событий. Слышалось пение на хорах в летнем храме, распространялся запах ладана, многие видели свет внутри запертой церкви. Но самое главное – это чудеса веры простых людей, о которой можно писать целую книгу. О том, как не принимались местной властью и уничтожались заявления с просьбой об открытии храма, и нужно было вновь и вновь собирать подписи, как притесняли и увольняли верующих с работы, как в три дня были собраны три тысячи рублей для уплаты колхозу за здание храма…
И вот на Пасху 1947 года было совершено первое богослужение, хотя и при разбитых окнах и внешней неустроенности. Возглавил его отец Иоанн Каратыгин, только что вернувшийся из заключения и ссылки. Трудно передать радость верующего народа.
Алтари в храме были уничтожены, но трудами отца настоятеля восстановлены, то есть привезены из других, недействующих церквей. А престол для придела святителя Николая был обнаружен у церкви однажды утром, и осталось неизвестно, кто его привез и откуда.
После отца Иоанна настоятельствовали в Раменье отец Рафаил и отец Анатолий Ваничев. На их долю выпало много испытаний – заключение, ссылки, период хрущевских гонений (а от отца Рафаила отказались родные). Всех их можно назвать исповедниками верны. Упокоение своё они нашли на раменском сельском кладбище. Служили в храме и многие другие священники. Низкий им поклон. А церковь жила и утоляла духовную жажду людей, несмотря ни на что, потому что Господь, говорит нам: «где жажда, там будут источники воды живой» (Иc. 44, 2-3). И верующие тянулись к единственному в округе храму.
Последние восемнадцать лет настоятелем Богоявленского храма был протоиерей Алексий Бриленков, окончивший в 1967 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, но избравший нелегкий путь сельского священника. Он родом из крестьянской многодетной семьи, начинал свое служение в Церкви в чине иподиакона у Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) в Московском кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове, а почислен за штат митрофорным протоиереем, отдав служению Богу и Церкви в священном сане 37 лет.
Его непрестанными трудами и заботами храм преобразился и приобрел то благолепие, которое мы видим сегодня. Во всем внутреннем убранстве храма, его территории и хозяйственных постройках чувствуется хозяйская заботливая рука ее настоятеля. И это дисциплинирует прихожан, располагает их быть собранными, подтянутыми и сосредоточенными во время службы. Ведь центр жизни человека – это богослужение. И где, как не в нем, наиболее полно раскрывается личность священника, а служил отец Алексий истово и благоговейно. Внутренняя дисциплина и духовный опыт не позволяли ему расслабляться во время богослужения даже на малое время. Литургия служилась как единых вздох ко Господу, и хотелось, чтобы она длилась и длилась.
Крепкая вера, дерзновение и строгость, никогда не переходящая в грубость, требовательность и любовь к людям располагают к нему многих. А после исповеди и беседы с ним появляются уверенность в победе и желание трудиться и терпеть, чтобы в конце концов когда-нибудь победить в себе того ветхого человека, который мешает общению с Богом.
За свою священническую жизнь отец Алексий многим помог встать на ноги, обрести опору в жизни, уча повергать все свои сомнения, тяготы и беды к стопам Божиим. В этом году ему исполнилось 70 лет. Дай, Господи, ему сил духовных и телесных на пользу Церкви и людям и для спасения души!
Все годы служения рядом с отцом Алексием находится его верная спутница, неутомимая помощница – матушка Валентина Александровна. Незаметная, спокойная и уравновешенная, пребывающая всегда как бы в тени своего супруга и никогда не привлекающая к себе внимания окружающих, она, тем не менее, всеми любима на приходе. Жизнь их кажется идеалом. Хотя наверняка было и много трудностей. Но, терпеливо их преодолевая, с годами две воли двух разных людей соединились в одну любовь – к Богу, от этого став единой.
Жизнь наша сама по себе отражается на окружающих, что-то неуловимое распространяется вокруг нас от всего нашего существа. Нашим существованием мы помогаем или мешаем существованию других. Какое влияние оказывал отец Алексий на прихожан, замечательно показывают стихи Людмилы Петровой, прихожанки храма, – немного наивные, но чистосердечные.
Раменский храм не запомнить нельзя –
Свечи, лампады, Крест, образа…
В Божьей любви Ангела глас –
Батюшкин голос молит о нас…
Суетный мир словно исчез –
Сердце касается края небес…
И до конца, до последних времен
Раменским храмом дух обновлен!
Не перечесть, скольких из нас
К Богу молитвой батюшка спас!
Не секрет, что человеку, впервые приходящему в храм, прежде, чем он научится общаться с Богом, приходится общаться с людьми. И немаловажной в этом случае становится личность священника и служащих храма. И батюшка старался устроить так, чтобы никто не почувствовал себя лишним, забытым, чем-то обделенным. Поэтому и молиться здесь было легко, зная, что ты не один. Что тебя поддержат, посочувствуют и помогут. Еще одна немаловажная черта характера отца Алексия – это внимательность к людским заботам. Часто он после службы, выйдя на дорогу, не уходил оттуда, пока не посадит всех своих прихожан, в особенности престарелых, на попутные машины, а то и развернет автомобиль, чтобы те смогли быстрее добраться до дому.
Так неизъяснимым и Премудрым Промыслом Божиим оказались связанными воедино в судьбе одного храма, как некоей незримой нитью, судьбы многих людей, события и обстоятельства истории страны, пространство, время и вечность. И в этом промысле есть место каждому из нас. Вот воистину «никто не забыт, ничто не забыто». Нам не дано знать будущего, да и настоящее мы видим смутно, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», – замечает апостол Павел в первом послании к коринфянам (глава 13, стих 12). «Но в том-то главным образом и состоит Промысел, что причины для нас непостижимы», иначе бы мы всё приписали себе – уверяет Иоанн Златоуст. Поэтому будем искать смысл Божий во всех обстоятельствах нашей жизни по совету преподобного Нектария, старца Оптинского: «Во всем ищите великого смысла, все события, которые происходят вокруг нас и с нами имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает».
Но «чтобы увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия», - учит святитель Игнатий (Брянчанинов).
Так будем хотя знать, что вся наша жизнь находится в крепкой Руке Божией, что Господь любит нас, любит сильнее, чем наша родная мать, даже сильнее, чем мы сами себя любим. Постараемся стать чистыми храмами Духа Святаго и «будем смотреть на наш жизненный путь, как на стезю, ведущую к Нему; тогда легкомысленный одумается и направит свои стопы к истинной цели; тогда порочный обратится и станет искать пути, ведущего к добродетели; тогда печальный, гонимый и презираемый мужественно будет переносить краткое время печали» (протоиерей И. Толмачев).
Потому что жизнь наша, по словам святителя Тихона Задонского, не что иное, как непрестанное путешествие к будущему веку.