Две из пяти сохранившихся деревянных древних церквей находятся в Вологодской области: церковь, освященная 1 октября 1485 года в честь праздника Положения Риз Пресвятой Богородицы во Влахерне из села Бородава, относившегося к Ферапонтову монастырю и церковь Успения Божией Матери 1519 года постройки из Александро-Куштского монастыря. Вот такие уникальные святыни милостью Божией сохранены для нас с вами, дорогие вологжане. Церковь Ризоположения находится на территории Кирилло-Белозерского монастыря, Успенская церковь - на территории Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря. В обоих монастырях проводятся экскурсии, и вы можете в любой день приехать и соприкоснуться с историей XV – XVI веков. И вы с удивлением обнаружите, что церковная жизнь – это не что-то, что к вам не относится, наоборот это та самая настоящая жизнь, которой нам всем не хватает; вокруг древней церкви даже воздух другой, им легче дышится, отчего душа начинает острее чувствовать скоротечность времени и задумывается о вечности, ожидающей всех…
Церковь Воскрешения друга Божия Лазаря
Древнейшей сохранившейся деревянной церковью считается церковь Воскрешения друга Божия Лазаря. Построена в 1390 году преподобным Лазарем Муромским на острове Мучь в Онежском озере. С нее начался Муромский Успенский монастырь. Стояла за оградой монастыря на кладбище. В XIX веке над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большего размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу. После установления советской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в списке музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.
Находится в государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике "Кижи" в экспозиционном секторе "Русские Заонежья".
Объект культурного наследия федерального значения.
Источник: Архитектурные памятники. Каталог памятников деревянного зодчества острова Кижи и Кижского ожерелья.
Церковь в честь праздника Положения Риз Пресвятой Богородицы во Влахерне
Вторым по возрасту точно датированным деревянным сохранившимся строением в России является церковь, освященная 1 октября 1485 года в честь праздника Положения Риз Пресвятой Богородицы во Влахерне.
Церковь была поставлена в селе Бородава, на высоком мысу — «стрелке» у впадения в Шексну речки Бородавы, в 23 километрах от Ферапонтова монастыря, расположенного рядом с Бородаевским озером, из которого и вытекает речка Бородава. Торговое село Бородава относилось ко владениям Ферапонтова монастыря и играло роль перевалочной базы и пристани монастыря. Здесь перегружали предназначенные для монастыря товары с шедших по Шексне и не способных пройти по узкой и извилистой Бородаве судов на лодки для дальнейшей их доставки к монастырю. К бородавской же пристани со всех монастырских угодий везли предназначенные к отправке по Шексне товары и продукты. В селе имелось большое число «изб монастырской принадлежности» (монастырских домов для приезжих) и складов.
Построена церковь Ризоположения по повелению и на средства архиепископа Ростовского и Ярославского Иоасафа (в миру князя Ивана Оболенского). Иоасаф происходил из знатного рода князей Оболенских, ведущих свою родословную от Рюрика, «сродников» великого князя. Согласно легенде, во время свадьбы князя с молодой красавицей княжной Луговской Дарьей Андреевной, юродивый святой Исидор Твердислов предсказал архиерейство князя Ивана и близкую смерть его жены. Через год, при родах сына Саввы, Дарья Андреевна умерла. После смерти любимой жены свет стал не мил князю и он удалился от мира и подстригся в монахи в Ферапонтовом монастыре. В 1481 году Иоасаф стал архиепископом Ростовским и Ярославским. Несмотря на столь высокий сан (тогда на Руси было всего два архиепископства), Иоасаф активно занимался Ризоположенской церковью и лично освятил храм. Существуют данные, что он не только определил сюжеты и содержание иконного ансамбля 1485 года, но и своим выбором и распределением мастеров, представляющих «передовую» для того времени московскую школы и «традиционную» ростовскую, способствовал созданию уникальных по сюжету храмовой иконы и икон деисусного чина. Уже находясь в отставке, «уйдя на покой» (в 1488 году) в Ферапонтов монастырь, он ходатайствует об освобождении Ризоположенской церкви от пошлин и различных даней. Архиепископ Тихон даёт такое освобождение, при этом он отмечает, что освобождение сделано в честь заслуг покинувшего архиепископский пост Иоасафа.
Сохранился данный на освящение церкви Ризоположения антиминс, обнаруженный в 1866 году священником этой церкви Павлом Левицким (до Октябрьской революции 1917 года он хранился в ризнице Александро-Невской лавры).
В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода и с этого времени заботу о церкви Ризоположения взяли на себя прихожане.
Важно, что бородавская церковь избежала обычной в XIX веке перестройки в целях показного «благолепия». За исключением обшивки тёсом и неоднократных ремонтов кровли (в этих местах кровля должна меняться приметно раз в 40 - 50 лет), главным изменением было уничтожение при ремонте 1848 года открытой галереи-паперти, стоявшей на столбах. Во второй половине XIX века кровля и главки были покрыты железом. Интерьер в течение XIX века претерпел лишь небольшие изменения. Стены церкви были подтёсаны топором, предположительно, или для обновления белизны стен, или из соображений моды того времени, однако при этом их стесали до углов, убрав закругленность и раскрыв пазы между брёвен.
В 1919 году было принято решение, что церковь Ризоположения является уникальным памятником истории и культуры, её имущество было переписано и 30 ноября на неё было оформлено соответствующее охранное свидетельство. В 1930-х годах иконы и утварь храма были взяты на музейный учёт.
В 1936—1937 годах Я. П. Гамза, эксперт инспекции по охране памятников Леноблисполкома, и Н. В. Перцев, художник-реставратор, провели обследование «Ризоположенской церкви деревни Бородава Пидемского сельсовета». Я. П. Гамза был первым, кто заявил о необходимости «переброски всего редкостного и первоклассного архитектурно-живописного комплекса церкви Ризоположения на территорию Кирилловского музейного заповедника». 18 ноября 1937 года Президиум Кирилловского райисполкома принял решение о закрытии действующего храма и его перевозке на территорию Кирилло-Белозерского музея «для охраны и использования в экспозиционной и научной работе», но данное решение в то время осуществлено не было и церковь Ризоположения простояла в Бородаве ещё почти 20 лет. Она оставалась действующей, выполнялись охранные мероприятия, но одновременно разрабатывался проект переноса памятника, уже исходя из того, что село Бородава попадало в зону затопления при строительстве Волго-Балтийского водного пути.
В 1950-м году в храме были прекращены службы. В июне 1950 года началась подготовка к перемещению церкви в Кириллов. Всю организационную работу вёл инспектор по охране памятников архитектуры Вологодского облисполкома А. К. Ведров. Одновременно с перемещением планировалась реставрация. Проект был разработан архитектором Борисом Васильевичем Гнедовским. Перевоз в Кирилло-Белозерском монастырь состоялся в снежный декабрь 1957 года. Затем бригада плотников Вологодской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством архитектора Е. Криулина собрала её и установила на заранее подготовленный столбчатый фундамент. В 1958 году реставраторы вышеупомянутой мастерской выполнили монтаж рубленых стен, бочки и обрешетки, изготовили и установили на место новые кокоры-курицы, тесовую кровлю, охлупни, лотки, потоки, потолки, кресты, каркасы барабанов и глав, которые покрыли осиновым лемехом, сделали оконные и дверные заполнения, прирубили две паперти, на северной стороне трапезной заменили три бревна: окладное и № 7 и 8 (считая снизу вверх) и на северной стороне основного сруба два бревна: № 8 и 25 и выполнили некоторые другие работы.
В 1981—1982 годах были выполнены дендрохронологические исследования церкви Ризоположения. Было отобрано 14 образцов, было взято 10 кернов из различных венцов разных стен основного сруба и четыре спила из южной и северной стен основного сруба и южной стены трапезной. Исследования показали, что основной сруб памятника имеет два хронологических горизонта: по спилам — 1470-е годы и по кернам — 1480—1490-е. Таким образом возраст храма был подтверждён дендрохронологически.
В настоящее время основной объём реставрационных работ на церкви Ризоположения завершён. Церковь собрана, реставрированы срубы, столярные элементы дверей и окон, воссоздана древняя кровля, реконструирована галерея по рисунку XIX века. В связи с отсутствием финансирования работы в 2011 году не ведутся и церковь находится во временном технологическом павильоне в городе Кириллов на территории Кирилло-Белозерского монастыря, сооруженном при её реставрации, который планируется заменить постоянным, предохраняющим её от воздействия осадков и допускающим её осмотр.
Церковь Успения Божией Матери из Александро-Куштского монастыря
Церковь Успения Божией Матери из Александро-Куштского монастыря - древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь, памятник архитектуры первой половины 16 века, объект культурного наследия федерального значения, украшает собой архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря города Вологды, относится к числу тех деревянных храмов Русского Севера, которые, к сожалению, до сих пор не стали объектом специального научного исследования.
Годом постройки принято считать 1519. Ночным пожаром 26 октября 1519 года в Александро-Куштском монастыре были уничтожены все монастырские постройки, в том числе церковь Успения Божией Матери, построенная преподобным Александром. Тогда первым делом была построена часовня над мощами преподобного Александра, затем теплая деревянная церковь с трапезной в честь святителя Николая чудотворца и холодная - в честь Успения Божией Матери. В житии преподобного Александра сказано: «К утешению братии в столь тяжком испытании и скорому возобновлению обители более всего способствовал сам преподобный, привлекая усердствующих к своей обители множеством чудесных исцелений, совершавшихся при его гробе, так что уже в начале XVI столетия называли его «преподобным чудотворцем Куштским», хотя служба ему составлена около 1575 года.». И чудеса эти были такой силы и в таком количестве, что за ноябрь-декабрь 1519 года благодарными исцеленными прихожанами были вновь отстроены две деревянные церкви. Это кажется невероятным, но именно 1519 год - указан годом постройки Успенской деревянной церкви в ежегодных отчетах игуменов Спасо-Каменного монастыря, управлявших с середины 19 века приписной Успенской Александровской пустынью (упраздненный в 1764 году Александро-Куштский монастырь).
В 1833 году Успенская Александровская пустынь признана бесприходной и приписана к Спасо-Каменному монастырю. К тому времени все деревянные постройки пришли в негодность.
В 1835 году, чтобы спасти разрушающуюся Успенскую церковь, к ней вплотную была пристроена каменная двухэтажная церковь святителя Николая чудотворца. Для этого было разобрано правое крыло Успенской церкви, где находился придел преподобного Александра над местом его погребения.
В 1902 году на церкви исправлена глава и поставлен новый крест.
В 1906 году под близкой к разрушению церковью подведён каменный фундамент.
В 1910 году на средства благотворителей на церкви установлена новая железная крыша, окрашена ярью, глава окрашена голубой краской и водружен золочёный крест. Снаружи церковь обшита тёсом и окрашена белилами.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 деревянная шатровая Успенская церковь Александро-Куштского монастыря (село Александрово Усть-Кубинского района) отнесена к категории объектов культурного наследия федерального значения.
В 1962 году церковь была перевезена на территорию Спасо-Прилуцкого монастыря и к 1965 году была отреставрирована по проекту С.С. Подъяпольского. Над восстановлением храма работали сотрудники Вологодской реставрационной мастерской, церкви придали первоначальный вид, освободив от тесовой обшивки 20 века.
В 1968 году иконы из иконостаса Успенской церкви, резные царские врата и другие ценности поступили в Вологодский областной краеведческий музей. Частично представлены в экспозиции музея "Древнерусская живопись".
Ансамбль Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря в 1995 году включен в список памятников федерального значения.
Источник: официальный сайт Александро-Куштского монастыря
Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района Новгородской области
Церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района Новгородской области - еще одно точно датированное сохранившееся деревянное строение России. Построена в 1531 году.
Находится в новгородском музее народного деревянного зодчества «Витосла́влицы», расположеном около Свято-Юрьева мужского монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино.
Дата ее постройки была установлена с помощью дендрохронологического метода. Это самая древняя постройка в музее.
В Витославлицы её перевезли в 1967 году, а сборка и реставрация были закончены в конце июня 1971 года.
Церковь установили в западной части музея, между Мстинским и северо-восточным секторами. По замыслу устроителей музея она должна являться вместе со стоящими рядом с ней церквями центром всего музея, образуя Погост.
Рождественская церковь была монастырской. Во время польско-литовского вторжения монастырь был разорен, а Рождественская церковь, видимо, значительно пострадала.
Существует легенда, что отряд Литовских солдат ворвался в церковь и занялся ее осквернением. Чудотворная икона Божией Матери их ослепила. В ужасе, не видя выхода, они изрубили друг друга.
Не смотря на легенду, известно, что монастырь подвергся разрушениям, запустению в начале XVII века и долго не мог оправиться. Лишь в самом конце века, в монастырской описи за 1699 год церковь Рождества Богородицы значилась перебранною.
Когда монастырь был закрыт, точно не известно. Возможно, при Екатерине II, возможно, уже в XVII века. После упразднения монастыря церковь стала приходской.
В ходе реставрации, проведенной в Витославлицах памятнику был возвращен облик 1531 года, но в то же время были сохранены некоторые элементы, появившихся в 1699 году, и часть деталей первой половины XIX века, которые по мнению реставраторов обогащали общую композицию храма и хорошо вписывались в понятие «народное зодчество».
«Это кресчатая в плане, трехалтарная постройка, стоящая на высоком подклете и увенчанная высоким венчатым шатром. Два других шатрика по бокам, венчавшие малые восьмерики на четвериках, появились в самом конце XVII века. С пяти сторон - северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной церковь опоясывает открытая наружу галерея, покоящаяся на кронштейнах-помочах, выпущенных бревнах из основного сруба. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры стен церкви, а спрямлены. На западе перед галереей устроено крыльцо. Ветви срубного креста перекрыты двухскатными крышами, боковые алтари и галерея - односкатными. Если по внешним контурам церкви очертить круг, то вся она вписывается в него очень точно» (из записок Леонида Егоровича Красноречьева).
В древности на галереях-гульбищах собирался народ в ожидании церковной службы. Центральный шатер, купола и шейки главок покрыты осиновым лемехом.
Иконостас, находившийся в церкви к моменту переезда ее в Витославлицы, был сооружен в первой половине XIX века. Он был в очень плохом состоянии. Почти все иконы были похищены. От иконостаса 1699 год уцелели три обрубка расписных тябел и опись входивших в него икон. А сведений об иконостасе XVI века нет совсем.
Источник: «В Витославлицах. Церкви и часовни»
Надвратная Михайло-Архангельская церковь
Деревянная надвратная Михайло-Архангельская церковь с часовней - бывшая башня Богоявленского монастыря города Слободской Кировской области. Была срублена в 1610 году талантливыми вятскими мастерами без пилы и гвоздей. Одним из строителей был преподобный Трифон Вятский. Известно, что конструкция кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчетом на естественное проветривание стен. Она входила в комплекс Богоявленского, позже Крестовоздвиженского мужского монастыря, основанного в 1599 году на окраине города. Поначалу это сооружение служило не только церковью, но и крепостной башней с воротами, через которые можно было попасть в монастырь, а через бойницы в стенах - отстреливаться от врага. Маленькая деревянная церквушка была неприметной по сравнению со строениями обители и не привлекала к себе внимания. Братия ее содержала. Церковь в честь Архангела Михаила имела уникальное убранство: иконы, старинные книги, золотое и серебряное шитье. В ней находились деревянные кудрявые ангелочки, как бы парящие под потолком и создающие легкость и красоту. Легенды, переходящие из уст в уста, гласят, что в церкви был особенный, ни с чем не сравнимый запах дерева. Старожилы отмечали, что летом здесь благодать - даже в самую жару прохладно... Потом исчезла стена, сохранились лишь ворота - они открывались только во время крестных ходов. Позже наступило полное запустение.
В начале ХIХ века жемчужина деревянного зодчества приобрела другой облик, значительно изменившись внешне. Появились новые украшения - округлые окошки, металлические решетки; рубленые стены были зашиты тесом, крыша и глава покрыта жестью.
Второе рождение церковь пережила благодаря мастерам, которые начали реставрационные работы в 1957 году. Когда памятнику вернули первозданный облик, столичного архитектора Б.В. Гнедовского потрясла красота и в то же время простота увиденного. Он и предложил свозить ее на выставку в Париж. Сразу после реставрации в 1973 году она отправилась в Париж на выставку «Русская деревянная пластика от древнейших времён до наших дней». Там церковь установили вблизи Елисейских Полей. Французы были в восторге. Рассказывают, что одна богатая парижанка обратилась к организаторам выставки с просьбой помочь ей купить эту часовню, причём она была готова заплатить любую названную сумму. После возвращения из Франции церковь во всей своей первозданной красе встала на свое нынешнее место - в сквере у площади Революции, в самом центре Слободского. Теперь ее называют парижанкой. В здании Архангельской церкви разместился филиал Слободского краеведческого музея.