Ильинская часовня в деревне Чернышево

По преданию, поводом для строительства часовни послужил сильный пожар 1900 года в деревне Чернышево. Стояло жаркое лето. Застройка в деревне, тогда насчитывавшей более ста домов, была плотной. Огонь с легкостью распространялся от избы к избе. Он уже охватил весь западный конец села и стремительно приближался к двухэтажным домам зажиточных крестьян, живших ближе к центру. Один из зажиточных крестьян П.А. Яйцов, пожилой глава семейства, удачливый в делах и крепкий в вере, вместе с домочадцами торопливо выносил имущество из избы. Жил он в середине деревни, и огонь приближался все ближе к его дому. Вдруг среди паники и суматохи он увидел незнакомого сухого старичка с длинной белой бородой. Он спокойно проходил по улице мимо дома. Заметив Яйцова, старичок подошел к нему и сказал: «Не бойся, пожар скоро кончится, огонь не дойдет до тебя. Ничего не выноси». И так же неторопливо странный старец пошел дальше. Через четверть часа огромная туча заслонила небосвод, хлынул ливень и пожар стих. Яйцов вспомнил о проходившем старике, рассказал о нем соседям, но, к удивлению, никто, кроме рассказчика, этого старца не видел. Дело было незадолго до Ильина дня, и по приметам все решили, что это был сам пророк Илья.

Ильинская часовня в деревне Чернышево
Ильинская часовня в деревне Чернышево,
фото: Алексей Полудницын

В память об этом пожаре и о явлении Ильи Пророка жители решили построить часовню. Миром собрали деньги, купили материалы и наняли мастеров. Место под часовню отвели посреди деревни, у тех домов, где чудесной помощью Ильи Пророка был остановлен губительный огонь.

В те времена почти в каждой большой деревне на Севере, особенно в удалении от приходского храма, ставили часовни. Здесь жители могли собраться на богослужение или совершать молебен, крестный ход по какому-либо особому случаю, чтобы из-за непогоды и бездорожья не лишаться церковного общения. По конструкции в массе своей часовни мало различались - обычно это была клеть, увенчанная одной или несколькими главами, - но в деталях, в отделке они были бесконечно разнообразны.

Ильинская часовня в деревне Чернышево выделяется тем, что с основания она была срублена шестериком, покрытым шатровой кровлей. Над шатром возносится изящная луковичная главка, с запада примыкала небольшая паперть со звонницей и крылечком. Часовенным старостой деревня выбрала того самого П.А. Яйцова, которому явился Илья пророк.

После Октябрьской революции часовня использовалась в качестве складского помещения и пришла в аварийное состояние: изветшала кровля, выбиты оконные рамы, утрачены паперть с колокольней, элементы резного деревянного убора, декоративная наружная окраска и резьба. Иконы из нее перевезли в действующий приходский храм в соседнем селе Чирково, паперть с крыльцом сломали на дрова деревенские жители. А юные атеисты из близлежащих пионерских лагерей довершили борьбу с религией, камнями разбивая лики святых, изображенных на стенах, и покрывая их надписями наподобие «Света + Гена = любовь».

С 1992 года Ильинская часовня реставрируется на безвозмездной основе силами добровольных студенческих бригад и специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря под руководством профессора ЧГУ, доктора искусствоведения А. А. Рыбакова.

Ремонтно-реставрационные работы над восстановлением Ильинской часовни были начаты в 1992 году областным фондом «Наследие» (ныне ликвидирован) с участием студентов кафедры архитектуры Вологодского политехнического института и продолжены Межрегиональным научным объединением по изучению художественной культуры Русского Севера при ценной спонсорской помощи банка «Севергазбанк» (председатель правления А. В. Железов) и фирмы «Финнколор» (директор В. И. Евстафеев).

По заказу фонда «Наследие» архитектор-реставратор Р.Д. Каменщиков выполнил проект реставрации, включая восстановление утраченной паперти и крыльца. С помощью главы местной администрации Н.К. Малкова завезли необходимые материалы (гравий, песок, цемент, кирпич, доски, подтоварник и проч.) и приступили к работам. Общее руководство реставрационными работами на месте осуществлял А.А. Рыбаков, бригадиром был выбран студент III курса Сергей Мурахин.

В течение первого сезона был заложен бетонный фундамент под паперть и срублен каркас паперти и крыльца. Этими работами занималась мужская часть бригады. Девушкам были поручены операции по восстановлению росписи экстерьера часовни. Много усилий им пришлось приложить, чтобы удалить с поверхности росписи автографы юных дон-жуанов и их поклонниц, а затем заштукатурить крупные выбоины и трещины. Погода стояла хорошая, и студенты с удовольствием работали над восстановлением часовни, украшающей и одухотворяющей не только деревню, но и всю округу.

Во второй сезон в деревне работала другая группа студентов. Был возведен кирпичный цоколь паперти и крыльца, а также собран и закреплен каркас паперти и крыльца. Немало хлопот доставила реконструкция звонницы, которую пришлось восстанавливать, опираясь на аналоги и на воспоминания старожилов. Девушки тем временем решали задачу восстановления декоративной росписи, делали эскизы реконструкции утраченных элементов. Устройством конструкции кровли паперти и ее временного покрытия рубероидом работы этого сезона были завершены.

В 1996 году старую проржавевшую железную кровлю заменили новым металлическим покрытием, одели в профильную обшивку паперть, восстановили узор утраченной ажурной резьбы наличников и подзоров. Таким образом, реконструкция архитектурного облика Ильинской часовни на данном этапе была завершена.

Летом 2002 года в составе реставрационной студенческой бригады над восстановлением Ильинской часовни работали студентки 3 курса кафедры изобразительного искусства Гуманитарного института Череповецкого государственного университета Татьяна Чихачева, Анна Плотникова, Светлана Бурова и Анна Зобнина. К этому времени, благодаря стараниям А.А. Рыбакова и при помощи местных властей, часовня почти вернула прежний облик. Но столетние стены нуждались в восстановлении покраски, поэтому в этот год студентки сменили кисти для живописи на малярные флейцы. Оригинальные деревянные резные пилястры и наличники сохранились частично. Утраченный узор резьбы восстановили светлым силуэтом на голубом фоне окраски стен, установленной по фрагментам первоначального колера. По окончании выполненных работ от стен часовни были убраны строительные леса, и памятник предстал в облике, близком ко времени его постройки. В последние годы ценную помощь в ремонте и содержании Ильинской часовни оказывает предприниматель Татьяна Александровна Клемина.

Росписи часовни выполнены в технике масляной живописи по сухой штукатурке в стиле позднего русского академизма. В композициях передана перспектива и световоздушная среда.

На восточном лотке сомкнутого свода изображено «Отечество» (Бог Саваоф с младенцем Христом и голубем - символом Святого Духа). По сторонам на своде представлены архангелы. Архангел Михаил изображен в воинских доспехах. В левой руке он держит зеленую пальмовую ветвь, а в правой - меч. Архангел Гавриил - вестник Божьих тайн. В левой его руке - райская ветвь лилии (символ невинности и чистоты), в правой - зеркало из зеленой яшмы. Архангел Рафаил - утешитель скорбящих и целитель больных. Он изображен в динамичной позе, словно ловит рыбу. Архангел Уриил - просветитель неверующих и невежд. В правой руке он держит обнаженный меч, а в левой - стремящееся вниз пламя, освещающее неверующих. Архангел Салафиил - ангел молитвы, побуждающий людей к молитве, заступник пред Богом за людей. В его правой руке - кадило, левая рука прижата к груди. Глаза ангела молитвенно обращены вверх. Росписи выполнены в академическом стиле на высоком профессиональном уровне.

В следующем живописном регистре на восьми отдельных панно, занимающих пространство граней стены, равных простенку, изображены избранные святые. Среди них представлены апостолы Петр и Павел, преподобный Серафим Саровский и святой великомученик Пантелеймон. Ближе к западной стене изображены особо почитаемые на Севере основатели Соловецкой обители Зосима и Савватий, а также местно чтимые преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие. На западной стене, у самого входа, написаны два Ангела - стражи часовни.

Регистр панно отделен от свода широкой лентой живописного карниза, имитирующую пластику архитектурного декора. В часовне четыре окна, которые застеклены, изнутри вставлены металлические решетки. Пол в часовне деревянный и покрашен коричневой краской.

Сохранились надписи на внутренней стороне деревянных двустворчатых дверей. По этим надписям видно, когда была выполнена роспись часовни и кто ее мастер. На одной половине двери надпись: «1903 года. Мастер живописи А.И. Журавлев», на другой: «При часовенном старосте П.А. Яйцове.».

В процессе консервационных работ 1992 - 1996 гг. на росписях удалены поверхностные загрязнения, сделаны предварительные работы по укреплению разрушенных участков штукатурного грунта.

К восстановлению поврежденных настенных росписей приступили в 2003 году студенты старших курсов кафедры изобразительного искусства ЧГУ Татьяна Чихачева, Анна Плотникова, Светлана Бурова и Анна Зобнина. Свою работу они начали с копирования росписей в масштабе 1:4 со всеми существующими на них утратами. Далее в течение года студенты разрабатывали эскизы восстановления выбранных композиций, что было частью их дипломной работы, а также собирали теоретический материал к пояснительной записке. По утвержденным эскизам в 2004 году они под руководством А.А. Рыбакова и под наблюдением реставрационного совета Вологодского филиала ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря отреставрировали в часовне четыре композиции: «Св. апостол Павел», «Св. великомученик Пантелеймон» и фигуры двух ангелов на западной стене часовни. Это была их дипломная работа, которая получила отличную оценку.

Аналогичную работу по восстановлению росписей Ильинской часовни, но с копированием росписей в масштабе 1:1, провели в 2006 - 2007 гг. студенты кафедры изобразительного искусства Череповецкого Государственного университета Михаил Кашоид, Владислава Тонкова и Евгения Швецова. В результате были отреставрированы еще три композиции: «Св. преподобный Серафим Саровский», «Свв. преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» и «Свв. преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие». Эти работы проводились также под руководством профессора А.А. Рыбакова.

Таким образом, к настоящему времени из восьми живописных панно в интерьере часовни отреставрированы семь и частично укреплены росписи свода.

От первоначального иконостаса в часовне сохранилась только деревянная конструкция в два яруса, покрашенная белой краской. Гнезда для икон украшены позолоченной рейкой. Иконы в часовне отсутствовали, т.к. в 1950 году четыре иконы из местного ряда («Воскресение Христово», «Богоматерь с Младенцем», «Св. Николай Чудотворец» и «Св. Афанасий Александрийский») были переданы в действующую Афанасьевскую церковь соседнего села Чирково, где находятся и по сегодняшний день. Одна из икон местного ряда - «Святой Пророк Илья» - находится в церкви Святого Духа в с. Архангельском Сокольского района. Остальные иконы были разобраны местными жителями либо утеряны, местонахождение их в настоящее время не установлено.

Есть основания предполагать, что иконы для Ильинского иконостаса были написаны, как и росписи, Журавлевым А.И. примерно в те же годы, когда строилась часовня, т. е. в 1900 - 1903 гг.

Иконы-оригиналы выполнены в технике масляной живописи. Характерный для конца XIX - начала XX вв. русско-византийский стиль письма и лессировочная многослойная живопись позволяют говорить о профессиональном художественном образовании мастера.

По полям икон выполнено графление орнаментального обрамления и крещатого узора на фоне. Орнамент на полях иконы исполнен с имитацией цветных эмалевых вставок.

Реконструкция иконостаса Ильинской часовни осуществлялась студентами старших курсов кафедры изобразительного искусства Череповецкого Государственного университета в 2005 - 2007 гг. Над реконструкцией икон местного ряда работали Шестакова Мария, Бородулина Мария, Маргаритова Валентина, Щербакова Наталья и Седова Светлана, научный руководитель профессор А.А. Рыбаков. Они скопировали оригинальные иконы из Ильинской часовни со всеми утратами и повреждениями в масштабе 1:1, а затем выполнили реконструкцию икон местного ряда в соответствии с технологией оригинала.

Воссоздание праздничного чина было затруднено тем, что эти иконы, к сожалению, не сохранились. Для восстановления праздничных икон в качестве образцов были использованы праздники из иконостаса Воскресенского собора г. Череповца, датируемые концом XIX века, а также аналоги из других северных часовен и храмов. В часовенном иконостасе воссозданы иконы «Рождество Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Распятие», «Воскресение». Над реконструкцией этих икон работали студенты Дылевская Елена, Лямкина Ирина и Машкарина Ольга под руководством А.А. Рыбакова.

Благодаря проведенным консервационно-реставрационным работам, восстановлен архитектурно-художественный ансамбль ценного памятника деревянной архитектуры и стенных росписей Русского Севера. Ильинская часовня в деревне Чернышево возвращена к жизни как часть народной духовной культуры, восстановлена ее богослужебная функция. Ильинская часовня в Чернышево включена в Список ценных объектов культурного наследия Вологодской области, состоящих на государственной охране.

С 1998 г. в часовне ежегодно 2 августа совершаются молебны и прославление памяти св. пророка Илии.



Источник: В.В. Тонкова «Реставрация и реконструкция настенной росписи
и икон иконостаса Ильинской часовни в д. Чернышово (Усть-Кубинский район Вологодской области»
из сборника статей «Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера»

До революции молебны в часовне совершались монахами Александро-Куштского монастыря. В настоящее время традиция восстановлена.