ЖИТИЕ
преподобного Александра,
игумена Куштского,
Вологодского чудотворца

из книги священника Иоанна Верюжского "Исторические сказания о жизни святых, подвизавшхся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых"


Александр
Икона "Преподобный Александр Куштский с видом
Александро-Куштского монастыря", XIX век

Цареградский уроженец и святогорский постриженик Дионисий в бытность свою игуменом на Каменном, ввёл в нём строгий афонский устав и своею добродетельной жизнью столько прославился в окрестности, что народ толпами устремлялся на пустынный остров: то помолиться Спасу и от избытков своих снести милостыню на устройство обители и на содержание пустынной братии, то посоветоваться с прозорливым и учительным старцем о душевном спасении и получить от него благословение, а многие и для того, чтобы принять иноческое пострижение и навсегда остаться в обители. Приходили и люди пожилые, чтобы на пустынном острове, как в тихой пристани, найти себе успокоение от треволнений и бурь житейских; приходили и юноши, желавшие оставить мир, пока он ещё не приковал их к себе, и учиться иноческой жизни под руководством мудрого и опытного наставника. Игумен Дионисий принимал с отеческою любовью и радушием всех, приходивших к нему, и старался удовлетворить их духовным нуждам.

В числе многих приходивших в монастырь является однажды молодой странник из Вологды, робко подходит к монахам, стоявшим в монастырских воротах, и, низко кланяясь, просит у них благословения. "Бог благословит тебя, чадо. Что тебе нужно?" - спросили иноки. Молодой человек отвечал, что желает видеть игумена. "Хорошо", - сказали добрые старцы и повели странника к блаженному Дионисию. Припав к ногам настоятеля, молодой человек со слезами просил принять его в монастырь и удостоить иноческого пострижения. "Чадо, подумал ли ты о том, чего просишь? Знаешь ли, что это место весьма скорбно и требует подвигов? Ты ещё молод и не перенести тебе всего". Странник отвечал игумену: "Бог всем желает спасения, Он привёл меня сюда; всё, что прикажешь, готов я исполнять, сколько сил моих будет, только Бога ради не отвергай меня от себя.". Видя в молодом человеке такое усердие, игумен не стал более возражать и велел ему служить братии. Молодой послушник с таким усердием начал проходить возложенное на него послушание, что заслужил от всех одобрение и похвалу; сам игумен, провидя в нём доброго подвижника и избранника Божия, сократил для него время монастырского искуса и через несколько месяцев постриг в монашество, нарекши ему имя Александр вместо Алексея, и поручил его руководству опытного старца. Новый инок весьма был этому рад и совершенно всего себя предал Богу, с охотою исполнял все монастырские послушания, соблюдал самый строгий пост и обуздывал им юную свою плоть, на устах и сердце постоянно имел молитву, ни одного часа не проводил без рукоделия и труда, так что вся братия дивилась его подвигам и смирению и смотрела на него, как на ангела Божия. Много лет провёл в этих подвигах блаженный Александр, возрастая и укрепляясь в жизни духовной, и без всякого сомнения в это время получил сан священства как человек, пользовавшийся общим уважением всех иноков в обители. Впоследствии, когда Александр явился в Ростов к архиепископу, то он называл уже его сыном и сослужебником.

Фрагмент Строгановского лицевого подлинника конец 16 - начало 17 века
Фрагмент
Строгановского лицевого подлинника
"Преподобный Александр Куштский",
конец XVI - начало XVII веков

Сколько люди мирские любят честь и заботятся о том, чтобы все их хвалили, столько же истинные рабы Божии стараются скрывать свои добродетели и работать Господу в тайне, чтобы не видела даже шуйца, что творит десница. Это оттого, что слава и почести земные не только часто бывают поводом к искушениям, но и умаляют небесные награды. «Горе, егда добре рекут вам вси человецы» (Евангелие от Луки, глава 6, стих 26). «Помяни, – говорил Авраам страждущему в муках богачу, – яко восприял еси благая твоя в животе твоем и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши» (Евангелие от Луки, глава 16, стих 25). Оттого любовь и уважение братии не только не радовали смиренное сердце преподобного Александра, но ещё приводили его в печаль и смущение. Тяготясь ими, он решился оставить многолюдную обитель и, стремясь душой к незримым людьми подвигам, начал помышлять, как бы ему найти пустыню по сердцу своему, где бы он, неведомый никем, мог беспрепятственно служить единому Богу. Правда, ему жаль было братии, искренне его любившей, жаль и обители, в которой он при пострижении обещался пребывать до смерти, но любовь к пустыне и уединению превозмогла и то, и другое. Зная, что игумен и братия не захотят с ним расстаться и будут его уговаривать оставить своё намерение, блаженный решился, как ни было это тяжело для любящего его сердца, оставить монастырь, не простившись с ними. С этой целью после вечернего правила, когда вся братия предалась покою, он пал в своей келье пред иконою и долго, и слёзно молился, из глубины сердца взывая: «Настави мя, Господи, на путь Твой (Псалом 85, стих 11) и исправи пред Тобою путь мой» (Псалом 5, стих 9). По окончании молитвы Александр, взявши только самое необходимое, вышел из кельи и, под покровом ночи никем незамеченный, удалился из монастыря на северный берег озера и пошёл искать себе безмолвного места жительства.

Странствуя несколько дней по лесам и дебрям и всё более удаляясь от озера, он пришёл на реку Сянжему, где были густой лес и озёра. Здесь понравилось ему одно место, со всех сторон окружённое болотами; полагая, что вблизи его нет селений и что оно по своей неприступности никем не посещается, преподобный Александр поставил себе тут малую келейцу и стал проводить жизнь в молитвах и в крайнем лишении, радуясь тому, что может жить в совершенном безмолвии и уединении. «Се удалихся, бегая, и водворихся в пустыни», - повторял он с Давидом (Псалом 54, стих 8). Но сверх всякого чаяния чрез несколько времени мало-помалу стали приходить к нему люди и, изумляясь жизни пустынника, благодарили Бога за то, что в их стороне явился такой подвижник. Любитель безмолвия и смирения ужаснулся молвы и людской славы и поспешил удалиться с избранного им места к берегам Кубенского озера, надеясь тут найти себе более пустынное и безмолвное место. Здесь, на устье речки Кушты, среди непроходимых болот, жил в то время преподобный Евфимий, подвизаясь в посте и молитве в совершенном уединении. Александр слыхал о нём ещё в монастыре от братии и теперь, проходя по лесам для отыскания себе места жительства, нечаянно пришёл к пустынной его келье. Обрадовались пустынники, увидев друг друга, и как единонравные, стремившиеся к одной и той же цели, немало дней и ночей провели вместе в молитвах и духовных беседах, пользуя друг друга своими опытами и наблюдениями. Преподобному Александру понравилось место жительства Евфимиево, и он не скрыл от своего духовного брата, знавшего в сердце его желания, и просил преподобного Евфимия уступить келью, предлагая ему взамен свою, оставленную на Сянжеме. Блаженный Евфимий принял желание брата за указание Промысла и, как не имеющий своих сил, охотно согласился на предложение Александра. Припадая к ногам один другого и взаимно прося себе молитв и благословения, пустынники расстались со слезами. Отходя Евфимий оставил свой крест в благословение Александру.

Любовь к пустынножительству вывела преподобного Александра из монастыря, желание служить Богу в тайне, неведомо для людей, и опасение людской молвы побудили его оставить только что выстроенную им пустынную келью, ради уединения же он расстаётся с единонравным себе подвижником и просит преподобного Евфимия оставить его одного и перейти на Сянжему, - если бы было возможно, он, кажется, рад был бы скрыться от самого себя, чтобы непрестанно молитвенно беседовать с Богом, но человек только предполагает, а Бог располагает и ведёт его к предназначенной ему цели часто неведомыми и, по-видимому, даже противоположными путями. Оставшись один, преподобный Александр не долго прожил в излюбленной им келье Евфимия. Горячему любителю пустыни и уединения показалось, что занимаемое им тихое прибрежье очень удобно для устроения обители и хорошо бы тут построить храм и собрать братство. Подошедши ещё ближе к озеру, неподалёку от устья речки Кушты, преподобный водрузил крест, который всегда носил с собой, и, павши пред ним на колени, долго и усердно молился, дабы Господь благословил его собрать тут ревнителей крестного пути и устроить монастырь. Построив себе близ креста малую келью, преподобный Александр переселился в неё из кельи Евфимиевой и начал ещё более изнурять плоть свою постом, молитвою и непрестанными трудами, рубил лес, очищал место для будущей обители и, за неимением земледельческих орудий, лопатой вскапывал землю под посев ячменя (яровое жито) для своего скудного пропитания. Ибо пищей его был только сухой хлеб и вода, да и то в малой мере. Не мало терпел он и от духов нечистых, доколе не прогнал их от себя силой крестною. Спустя несколько времени пришёл к нему в уединение один старец, которого он с радостью принял и упросил остаться с ним вместе; пять лет прожили они вдвоём в пустынных трудах, изнуряя тело и очищая, и укрепляя душу. Когда пришёл к ним ещё третий брат, преподобный Александр сказал: «Братия, Господь обещал невидимо пребывать там, где соберутся во имя Его два или три. Вот нас уже трое. Хотелось бы мне на этом пустынном месте, если будет на то воля Божия, построить церковь». «Воля Господа да будет, честный отче, да прославится имя Господа и Пречистой Его Матери на этом месте», - отвечали они, радуясь желанию старца. Тогда преподобный Александр пошёл в Ростов к бывшему игумену своему, а тогда уже архиепископу Дионисию и благочестивый архипастырь с отеческой любовью принял своего постриженика и не только благословил его устроить на избранном им месте храм и монастырь, но и снабдил его всем необходимым для устроения и освящения церкви. «Епископ же Дионисий", - говорит списатель жития преподобного Александра, - духовно поучив его и душеполезные словеса беседовав к нему, благословил его и рече: «о Святом Дусе возлюбленному сыну моему и сослужебнику нашего смирения Александру мир и благословение буди», и даёт ему вся потребная на устроение пустынное».

Получивши благословение архипастыря, преподобный Александр возвратился в свою пустыню и немедленно приступил к построению храма в честь Успения Божией Матери. В то время Заозерьем владел князь Дмитрий Васильевич, происходивший из второй династии Ярославских князей и живший в деревне Чиркове, верстах в трёх от пустынной кельи Александра. Он рад был тому, что в его отчине являются подвижники, и поспешил дать старцу всё нужное для устроения обители, а супруга его, княгиня Мария, украсила новоустроенную церковь святыми иконами и дала напрестольное Евангелие - апракос. Последуя их примеру, боярин Василий отдал преподобному свою деревню Колябино на речке Куште на помин своей души. При помощи таких доброхотных дателей и при неусыпных трудах преподобного Александра церковь вскоре была построена и освящена к великой радости пустынников; сделано было также всё необходимое для небольшого монастырского общежития. По окончании монастырских построек преподобный не переставал трудиться, заботился о хозяйстве общежития, принимал посетителей, однако не только не изменил своего пустынного правила, но ещё усугубил свои подвиги, постоянно пребывая в посте, молитве и строго наблюдая за своими помыслами. Когда христолюбивая княгиня Мария ближе узнала о его подвигах, то возимела к нему великое уважение и веру и стала посылать ему от своего стола пищу и питие, но он всё это раздавал маломощным (хворым) и нищим, не оставляя себе ничего и поучая братию воздержанию и терпению. «Весте ли, любимцы мои, яко подобает нам многими скорбьми внити в Царство Небесное? Нудится бо Царствие Божие и одни только нуждницы восхищают е». Когда князь Заозерский уехал в Ярославль на войну, татары напали на его отчину, опустошили села на устье реки Кубены, а пятеро из них прискакали и в обитель Александрову. Спокойно встретил их преподобный и осенил крестом, и враги креста пали, как мёртвые. Они пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный не пробудил их от омертвения именем Живоначальной Троицы, после чего они тотчас же удалились из обители, благодаря и прославляя милосердие старца.

Александр
Фрагмент иконы
"Все святые в земле Российской просиявшие",
конец 1920 - начало 1930 годов

По смерти князя Дмитрия, павшего в битве с неверными, княгиня отдала на его поминовение в пользу обители деревни Горку и Окулины лавы. Раз она нечаянно пришла в монастырь и вошла в церковь, где преподобный Александр, не предполагая никаких посетителей, в простоте пустынной читал Псалтирь, будучи обнажен до пояса и терзаем насекомыми. Старец, скрывавший свои подвиги, огорчился этим бесцеремонным посещением и сказал ей: «Не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством». Княгиня созналась в своей погрешности и смиренно просила прощения у огорченного старца. Преподобный простил, но сказал в наставление: «Корми свою нищету в доме», - что она и обещалась делать. Возвратившись домой, она вскоре занемогла и послала просить молитв преподобного; старец прозрев духом скорую её кончину, предварил её о том и велел посланному сказать ей, чтобы готовилась к жизни загробной. Спустя 20 дней она скончалась.

В одно лето народилось в пустыни довольно много пшеницы, посеянной трудами преподобного с братией. Однажды, когда работники, обмолотивши и извеявши, оставили её в вороху и ушли отдыхать, один крестьянин вздумал воспользоваться чужим добром и насыпал себе мешок пшеницы, но, сколько ни старался, никак не мог поднять. Преподобный, застав его за этой работой, с кротостью сказал вору: "Напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам". Тот бросился к ногам старца, прося прощения, старец же велел ему ещё прибавить пшеницы в мешок, сколько войдёт, и, сделав наставление не брать вперёд чужого, велел взять мешок и идти с Богом. Крестьянин легко поднял благословенную ношу и пошёл, благодаря великодушного старца.

С самых первых дней прибытия своего на Каменный монастырь, проводя жизнь в посте и молитве, трудясь всегда с таким юношеским жаром, как будто он ещё только начинал трудиться и служить Богу, оканчивая день так, как будто он жил уже последний день, преподобный Александр достиг наконец глубокой старости и стал изнемогасть телом. В то время при нём находились только два брата, старцы Савватий и Симеон, пришедшие к нему ещё до построения церкви. Предчувствуя близость своей кончины, преподобный сказал им: «Слабею я, братия, а вы терпите на этом месте, храните смирение и любовь друг к другу, украшайтесь чистотою, не забывайте страннолюбия и ни во что вменяйте блага мирские и славу жития сего, ожидая вместо них от Бога благ небесных». Сильно опечалились братия, услышавши о предстоящем им вскоре разлучении с блаженным старцем, и со слезами сказали ему: "Ты оставляешь нас в скорбях и страстях, на кого же покидаешь нас, кому поручаешь пещись о душах наших?". "Богу и Его Пречистой Матери и святителю Николаю; постройте ему церковь на том месте, где я вам укажу", - отвечал старец. Дождавшись воскресного дня, он в последний раз совершил Божественную литургию и причастился Святых Христовых Тайн, по окончании же службы, ставши пред иконою Спасителя, воздевши руки и устремивши взоры к небу, с глубоким смирением и слезами стал ударять себя в грудь и молить Господа, чтобы Он не помянул его согрешений и принял в свои вечные обители. Потом, павши на колени пред иконою Богородицы, со слезами просил Её быть заступницей и покровом обители, посвященной Её имени. По окончании молитвы смиренно просил братию поминать душу его в своих молитвах и, простившись со всеми, ушёл в свою келью, на другой же день по утру (в первом часу дня) безболезненно и мирно скончался, имея от роду 68 лет, 2 месяца и 23 дня. Это было 9 июня 1439 года.

Преподобный Александр был среднего роста, телом весьма сух, лицо имел круглое, взгляд кроткий и тихий, широкая тёмно-русая борода его спускалась до персей и до половины покрыта была сединою.

Святое тело преподобного было положено по его завещанию у полуденной стороны алтаря созданной им церкви. Год спустя после его кончины выросло над его могилою деревце - рябина. Раз в праздник Успения Богоматери, когда из окрестных деревень бывает стечение народа в обитель, крестьянский мальчик Матфей отломил ветку от этого деревца, и рука шалуна тотчас же запухла и разболелась. Узнавши причину болезни, родители через несколько дней привели мальчика к могиле преподобного, и больной столь же скоро получил исцеление, как и заболел. С тех пор народ стал брать ягоды с дерева на исцеление себе. Когда ученики преподобного Александра, исполняя его волю, построили на указанном им месте тёплую церковь во имя святителя Николая и освятили её в день памяти своего учителя, многие больные, которых приводили в эту церковь, видали его в ней вместе со святителем Николаем то молящимся, то кадящим храм и получали исцеление при его гробе.

В 1519 году, при игумене Нафанаиле, 26 октября ночью случился пожар в монастыре и обе церкви сгорели. Но вскоре монастырь был выстроен снова с двумя деревянными церквами Успенской и Никольской над гробом преподобного, из которых Успенская существует и доныне. К утешению братии в столь тяжелом испытании и скорому возобновлению обители более всего способствовал сам преподобный, привлекая усердствующих к своей обители множеством чудесных исцелений, совершавшихся при его гробе, так что уже в начале XVI столетия называли его «преподобным чудотворцем Куштским», хотя служба ему составлена около 1575 года.

Ныне над гробом преподобного Александра находится каменная, двухэтажная церковь, в нижнем этаже - во имя святителя Николая, где место погребения преподобного, у левого клироса, ограждено иконами снизу до самого потолка; а в верхнем - во имя самого преподобного. Здесь над могилой его устроена медная, посеребренная гробница под балдахином. Куштский монастырь в 1833 году приписан к Каменному. В древнем рукописном житии преподобного Александра записано 20 чудес, совершившихся при его гробе, из которых последнее относится к 1573 году. Приведём некоторые из них.

Александр
Икона "Преподобные Александр Куштский
и Кирилл Белозерский",
2003 год

Несколько крестьян из окрестных деревень привели однажды в монастырь соседа своего Михаила, мучимого бесом и находившегося вне ума. По прибытии в монастырь больной начал неистовствовать и бесноваться так, что едва его могли сдерживать. Был уже вечер, поэтому больного связали и положили на ночь в церкви. В полночь сторожа услышали голос больного, громко взывавшего: «Святителю Николае и преподобне отче Александре! Избавьте меня грешного от немощи сея». Придя в церковь, они нашли больного развязанным, пришедшим в сознание и молящимся, а храм исполненным благоуханием. Михаил возвестил им, что когда он лежал связанным в церкви, ничего не видя по причине ночной темноты, вдруг в ней сделалось светло, а из алтаря вышли святитель Николай и преподобный Александр; святитель Николай окадил церковь, покадил и ему, преподобный же Александр оградил его крестным знамением и сказал: «Встань и молись, Михаил». Оба тотчас же стали невидимы, а с него спали верёвки, которым был связан, и он почувствовал себя здоровым и тотчас же стал молиться, благодаря святых чудотворцев за своё исцеление. Когда устроена была гробница над могилой святого, Михаил сделал над ней крышу.

Однажды с Пельшмы был привезён в монастырь расслабленный Козьма, не владевший ни руками, ни ногами. Когда о его выздоровлении пели молебен святому, он молился со слезами; когда начали читать Евангелие, он мог перекреститься, а когда стали петь "Достойно", встал на ноги и подошёл приложиться к гробу святого. Пробывши в монастыре двое суток, он возвратился домой здоровым.

Некто Мануил из окрестностей монастыря был одержим беснованием и так тяжко страдал, что и смотреть на него было страшно, и жаль было видеть, что разумное создание Божие столь жестоко мучимо и поругаемо бесом. «Гласы бо нелепые испущаше, рыкаше яко лев, лаяше яко пес, устремляшеся на человеки яко зверь дикий и тако всем страшен позор бяше. Егда же бияху его, да умолчит, он множае неистовася, вопияше и злые и хульные глаголы испущаше, их же не лете есть и слышати». Окованного по рукам и ногам, несколько человек с великим трудом привели его в монастырь, где он начал кричать и беситься так, что его едва могли удержать. Так как был уже вечер и проводники его весьма утрудились, то к ночи заперли его в гостинице, возложив на него тяжёлые железа, а сами ушли спать. Ночью явился ему преподобный Александр и сказал: «Человече, что скорбиши? Иди и молись Богу и Его Пречистой Матери. Да есть у тебя в дому монастырское седло и ты его отдай в мой дом, потому что седло то было украдено из монастыря». Мануил тотчас же почувствовал себя здоровым, железа спали с него, и он, вставши, вышел из гостиницы и пошёл молиться к гробнице преподобного. Соседи, приведшие его в монастырь, когда пробудились от сна и нашли в комнате, где был бесноватый, одни только железа, подумали, что он или удавился, или утопился, и пошли искать его по всему монастырю. Как же они удивились, найдя его при гробе преподобного уже образумившимся и со слезами молящимся! Исцеленный рассказал им о явлении преподобного, и они прославили Бога и Его угодника.

Анастасия, жена крестьянина Ивана Троицкой трети, два года была нездорова глазами и ничего не видела. Муж привёл её в монастырь и, когда после молебна она приложилась ко гробу преподобного, тотчас получила исцеление.

В 1572 году из Закушья крестьянин Игнатий был в расслаблении и не владел ни руками, ни ногами. Когда принесли его в монастырь и по совершении молебствия приложили ко гробу преподобного, то он стал здоров и ушёл домой, радуясь и благодаря преподобного Александра.

В 1573 году в декабре месяце привезён был в монастырь невладевший ногами крестьянин Дометиан из деревни Орлово, находившейся в 12 верстах от монастыря. Когда по совершении молебного пения его приложили к раке преподобного, то он тотчас же сделался здоров, так что мог уйти домой в тот же день.