Иконы преподобного Александра Куштского

Покров «Преподобный Александр Куштский»

Покров преподобный Александр Куштский Уникальный покров «Преподобный Александр Куштский» 1699 года находится в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника – редкий образец покровов, выполненных в технике масляной живописи.

Образ святого Александра, устроителя обители в устье реки Кушты, написан маслом по легкой грунтовке на ткани – китайской камке. Подобных «живописных» покровов сохранилось очень мало (подвижность и мягкость основы приводит к хрупкости и осыпанию красочного слоя), хотя сведения о них дошли еще от начала XVI в. Традиция же подобных образов восходит к концу XII – началу XIII веков и связана с Иерусалимом.

Помимо безусловных художественных достоинств, покров обладает несомненным историко-культурным значением благодаря «летописи», помещенной в подножии святого:

«ЛЕТА 7208 [1699] МСЦА ОКТОВРЇИА В 1 ДЕН ПОСТРОЕН СЕЙ ПОКРОВ НАУСТЮГЕ ВЕЛИКОМ ТЩАНИЕМЪ РАБОВ БЖИЇХ СТОЛЬНЇКОВЪ ПЕТРА // ИВАНА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧЕВ КИКИНЫХ ВО ОБИТЕЛЬ ПРПДБНАГО ОТЦА АЛЕКСАНДРА КУШТСКАГО ЧЮДОТВОРЦА НАСТЫЇ ГРОБЪ ЕГО //ВО СЛАВУ БЖИЮ ВООТПУЩЕНЇЕ ГРЕХОВЪ СВОИХ И ПОМАНОВЕНIЯ РАДИ СРОДНЇКОВ СВОИХ УСОПШИХ А ПИСАЛЪ СЕЙ ОБРАЗ ПРПДНГО // ОТЦА ГРЕШНЫЇ ЧЕЛОВЕКЪ ИЗУГРАФЪ ФЕДОРЪ ГРИГОРЕВЪ МЫЛЬНИКОВЪ УСТЮЖСКОВО УЕЗДУ ЖИТЕЛЬ СЕЛА БОБРОВНЇКОВА».

В тексте подтверждается устюжское происхождение Федора Григорьева Мыльникова, автора покрова и иконы «Спас Нерукотворный» 1703 г., хранящейся в Третьяковской галере. Изограф Федор Мыльников работал в прогрессивном для своего времени стиле мастеров Оружейной палаты, что отвечало вкусам заказчика, Александра Васильевича Кикина (1670-1718), видного придворного деятеля петровской эпохи, личного друга царя Петра I. Его палаты в Санкт-Петербурге («Кикины палаты») были выстроены также в новом стиле барокко.

Покров «Преподобный Александр Куштский» при поступлении в мастерскую реставрации тканей ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря был сильно загрязнен и деформирован. Ткань была в многочисленных пятнах различного происхождения и затеках, по всей поверхности – многочисленные сечения, разрывы, прожоги и мелкие дыры со следами ржавчины от гвоздей. Особенно пострадала ткань в верхней части покрова. Изображение нимба святого было зашито на машинке поздним желтым коленкором. Живопись также была загрязнена, особенно на лике и руках. Повсеместно красочный слой утратил сцепление с шелковой тканью, шелушился и осыпался. Фрагмент покрова с изображением рукава рясы святого на правой руке был прожжен насквозь.

При работе над покровом был учтен опыт, полученный ранее при реставрации знамен XVII – XIX веков, выполненных в той же технике. Неоценимую помощь оказали своими консультациями химики-технологи и реставраторы мастерских графики, темперной и масляной живописи.

Перед реставраторами стоял следующий комплекс задач – укрепление шелкового фона-основы с необходимым восполнением утрат, укрепление живописи и очистка ткани и живописи.

Покров преподобный Александр КуштскийОсобенность реставрации подобных произведений состоит в том, что работа с тканью начинается с ее очистки, а затем следует укрепление. Реставрация живописи часто диктует обратный порядок: при наличии шелушения сначала укрепляется красочный слой, затем следует его очистка и, при необходимости, тонировка.

В процессе реставрации ткань была очищена, пятна по возможности удалены или ослаблены (не нарушая структуры шелка). В местах утрат и сечений подведен дублировочный тонированный газ с последующим укреплением иглой с нитью. Коленкоровый нимб демонтирован.

Руинированный шелковый фон с остатками первоначального живописного нимба перекрыт тонким тонированным газом. Произведено общее раздельное дублирование средника и кайм покрова на тонированный газ.

Красочный слой был укреплен и затем очищен. Легкое тонирование в местах осыпей и потертости живописи проводилось только на одеждах и не коснулось лика, рук, свитка и картуша с летописью.

Для конструктивной прочности и сохранности покрова были подведены реставрационные прокладка и подкладка.

Реставрационные работы были проведены молодыми реставраторами М.А. Анохиной и А.А. Павловой под руководством заведующей мастерской реставрации тканей, реставратора высшей категории Е.В. Семечкиной

Материал подготовлен научным сотрудником мастерской реставрации тканей А.В. Силкиным.


Икона «Александр Куштский» в житии
Начало XVII века

Икона «Александр Куштский» в житии начало 17 века

Икона попала в музей из Свято-Афанасьевской церкви деревни Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области.

Икона имеет уникальное иконографическое и историко-художественное значение, поскольку является наиболее ранним памятником житийной иконографии святого преподобного Александра Куштского. Вторая житийная икона преподобного Александра Куштского находится в Государственном Эрмитаже. Но датируется более поздним временем – концом XVII - началом XVIII веков.

В среднике преподобный Александр представлен в рост, благословляющим правой рукой и с развернутым свитком в левой, на охряном фоне. Его фигура отличается необычно удлиненными пропорциями.

12 клейм данной иконы рассказывают нам о жизненном пути святого с момента его прихода в Спасо Каменный монастырь и до его смерти.

Порядок клейм:

1. Юноша от града Вологды по имени Алексей пред игуменом Спасо-Каменного монастыря.Действие происходит на фоне монастырского Спасо-Преображенского собора, над закомарами которого возвышаются луковичные главы с крестами. Каменный остров показан окруженным водой. Композиционная схема клейма напоминает напряженную спиралевидную окружность, в центре которой фигура отрока, припавшего под благословение игумена ;

2. Пострижение Алексея и наречение его во иночестве Александром;

3. Утверждение креста на берегу реки Кушты на месте будущего монастыря;

4. Хождение преподобного Александра Куштского к епископу Ростовскому Дионисию;

5. Построение первой Успенской церкви в Александровой пустыни;

6. Поставление преподобного Александра во священники;

7. Нападение татар на Александрову пустынь;

8. Явление преподобного Александра княгине Марии Заозерской нагим молящимся Богу в церкви;

9. Чудо о крестьянине, хотевшем похитить монастырскую пшеницу;

10. Прозрение своей кончины преподобным Александром;

11. Преставление преподобного Александра;

12. Чудо о возрастании древа рябины над гробом преподобного Александра.

В колорите преобладают излюбленные у кубеноозерских живописцев охристо-коричневые тона в сочетании с голубцом нескольких оттенков. Иконография Александра Куштского дошла до нас в сравнительно немногих образцах, его житийный образ в литературе неизвестен.

Размер: 153,5x106,4.

Реставрирована в 1990 — 1992 годах А.А.Рыбаковым.

Этот памятник древнерусского искусства представлен с 2012 года в постоянной экспозиции Усть-Кубинского краеведческого музея по адресу: с.Устье, ул. Яковлева, д.5.