Летопись
Свято-Успенского
Александро-Куштского монастыря

XVIII век

Вологодская губерния
Вологодский уезд
Заозерская половина
Сямженская треть
Закушская волость

1682 – 1787 годы – Великоустюжская и Тотемская епархия
1787 – 1788 годы – Вологодская епархия
1788 – 1888 годы – Вологодская и Великоустюжская епархия

1420 – 1764 годы – Александров монастырь, что на Куште
1764 – 1833 годы – Заштатная Успенская Александровская пустынь

Настоятели:
Игумен Варлаам (в 1704 году переведен из Семигородней Успенской пустыни)
Игумен Иринарх (6 июля 1734 года переведен из Катромского Николаевского монастыря, упоминается в 1738 – 1747 годах)
Игумен Варлаам (22 декабря 1752 года переведен из Семигородней Успенской пустыни, 12 февраля 1758 года переведен в Вологодский Духов монастырь)
Игумен Филарет (в 1764 году, после упразднения Александро-Куштского монастыря, переведен на послушание казначея в Спасо-Каменный Преображенский монастырь)
Священник Григорий Лукьянов (первый белый священник Успенской Александровской пустыни, упоминается в 1764 – 1766 годах)
Священник Федор Прокопьев (упоминается в 1772 году)

Начало XVIII века в России было ознаменовано реформами царя всея Руси Петра I. Реформы коснулись многих сфер государственного устройства страны, в том числе и церкви. В своем стремлении создать абсолютное государство молодой царь совершил не модернизацию, а, мягко говоря, переворот в стране и в устройстве Русской Церкви.

Икона Успение Божией Матери 17 век
Икона
"Успение Божией Матери"
из Успенской церкви,
XVII век

1700 год. После смерти Патриарха Адриана Петр I не позволил выбрать нового Патриарха, на его место назначен Блюститель Патриаршего престола митрополит Стефан Яворский, находящийся в абсолютном подчинении царя.

1701 год. Секуляризация крестьян и земель. Они поступили в управление Монастырского приказа. Все доходы с земель стали поступать в государственную казну, прежним владельцам – монастырям и церквам – назначен установленный оклад. Установлен запрет на строительство новых монастырей. На монашеский постриг требовалось разрешение Монастырского приказа, получали это разрешение только люди пожилого возраста. Из монастырей выселены все непостриженные, наполнялись же: мужские – отставными солдатами, женские – одни – опальными княгинями, другие – женщинами сомнительного поведения.

1711 год. Церковными делами управляет Правительствующий Сенат. Сенат отдает приказы о строительстве церквей, поставлении архиереев, игуменов, решает кого и в какой в монастырь поселить.

1725 год. Создан Святейший Правительствующий Синод, этим фактически упразднено патриаршество и церковь окончательно подчинена государству. Каждый член Синода перед вступлением в должность приносит присягу царю.

Довершила реформы Императрица Всероссийская Екатерина II. Во время ее правления были собраны подробнейшие сведения о состоянии церквей и монастырей страны, как последнее приготовление к секуляризации. По Указу Ее Величества настоятели монастырей должны были составить отчеты о имеющихся землях, ценностях, наличии чудотворных мощей. Следуя этому Указу в 1747 году Александрова монастыря, что на Куште, игумен Иринарх (Морозов) подает:

Икона Преподобный Александр Куштский 17 век
Икона
"Преподобный Александр, игумен Куштский",
XVII век

«В Консисторию Вологодской епархии Вологодского уезда
      Александрова монастыря, что на Куште, игумена Иринарха с братиею
      Доношение.
      Сего 1747 года сентября 25 дня по присланному ее Императорским Величеством Самодержицей Всероссийской и оной Консистории Вологодской епархии к нам вышепоименованному Указу под номером 762 велено настоятелю с братией означенного Александрова монастыря о преподобном Александре Куштском прислать в оную Консисторию Вологодской епархии справедливое изъятие, что того преподобного гробница имеется, каковым званием в церкви или же во имя его преподобного и мощи его свидетельствованы ли и кем и когда и по какому указу, и те мощи наверху ли или в недрех земли, то есть под спудом, обретаются. И при том известии о Житии и о преставлении его и о чудесех, исцелениях подлинных записок, и из Службы и тропари и кондаки надлежит настоятелю с братиею прислать точные копии за руками. И по оному Ее Императорского Величества Указу о вышеописанном сим Доношением предлагается. Вышеупомяненного преподобного Александра Куштского чудотворца гробница имеется при церкви Успения Пресвятыя Богородицы на правой стороне в приделе во имя его преподобного Александра Куштского, у которого придела стены рублены оной настоящей Успению церкви стенами общительно вместе и поднижно у того придела кровле в подзоре писана была Летопись 7143 года. А о чем того заполнения писанных в той Летописи рече не видно; а может быть о том, что когда тот придел построен и посвящен. Мощи его преподобного свидетельствованы никем никогда не были и под каким Указом о том в оном в Александрове монастыре никакого письменнаго известия не имеется, а те мощи наверху или в недрех земли, то есть под спудом обретаются, о том достоверно знать и увидеть невозможно. Хотя у оной гробницы и дна не имеется и потому в гробнице дыра из под мосту о двух половиц по половине прорублена. Токмо ниже того прорубленного полого места забрано косещатых подволоков, а в той подволоке до самой земли длиною и шириною против всей гробницы срублен особливо определенных двух стен составной глухой бревенной голбчик, в которой никакого прохода не имеется и никакой скважины на том голбчике не прорублено. О Житии же и о преставлении его и о чудесех и исцелениях тако и Службы и тропари и кондаки по чему ему преподобному служба и молебны отправляются по имеющейся книге Александрова монастыря полдесть письменной в кожаном переплете с досками, в числе Устав, письменных шестидесяти листов. Точная копия соучиненная той книге за моей рукой игумена Иринарха с братиею прилагается при сем Доношении и сверх той письменной полдесть книги об оном никаких письменных особливых записок в том монастыре не находится. 1747 года ноября Александрова монастыря, что на Куште к сему Доношению игумен Иринарх руку приложил. К сему Доношению Вологодскаго уезда Александрова монастыря, что на Куште иеромонах Иосиф руку приложил. К сему Доношению Вологодскаго уезда Александрова монастыря, что на Куште служителю Мартын Лариков руку приложил.».

Рукописная книга маленького Александрова монастыря, что на Куште, не самого большого формата – в полдесть. Самый большой формат рукописей – в дестный лист (в полный лист). Второй по размеру – в десть, то есть дестный лист согнут пополам, высота блока 25 – 27 см. Следующий формат – в полдесть, то есть лист разрезан пополам, разрезанные части согнуты пополам, высота блока 20 – 24 см.

В монастырской книге были записаны: Устав монастыря, Житие преподобного Александра, игумена Куштского, нового чудотворца, его подвиги и чудеса, служба, Похвальное слово, молитва преподобному Александру и списки с монастырских документов: Доношения 1744 года, Грамоты князя Василия Ивановича, две Грамоты князя Михаила Федоровича и две Грамоты князя Алексея Михайловича. Рукописная полдесть Александрова монастыря не дошла до нас, но в Вологодском Государственном архиве хранится ее рукописная копия 1747 года, та самая, писанная игуменом Иринархом (Морозовым). Это ли не чудо?

Из Доношения 1747 года видно, что в Александровом монастыре два монаха – игумен Иринарх, иеромонах Иосиф. В 1764 году монах уже один – игумен Филарет…

1764 год. Манифестом от 26 февраля 1764 года все населенные церковные имения передавались Коллегии Экономии, подведомственной Правительствующему Сенату. Состав Священного Правительствующего Синода и церковное управление стали аналогичными государственному. Соответственно и подход к церковным вопросам перестал иметь духовную основу, все решалось на основании выгоды государству. Епархии и монастыри разделялись на три класса. Епархии первого и второго классов управлялись архиепископами, третьего – епископами. Первоклассные и второклассные монастыри управлялись архимандритами, третьеклассные – игуменами. Монастырей, получивших так называемые штаты (содержание от государства), было меньше одной четверти от общего количества по стране – 159 мужских и 67 женских на всю Россию. Остальные были упразднены или оставлены на собственном содержании. В крупных монастырях было больше монахов, чем полагалось по штатам, и «лишним» монахам пришлось уходить и искать себе пропитание или устраиваться в миру, маленькие монастыри без земель не могли себя содержать…

Икона Рождество Пресвятой Богородицы Начало 18 века
Икона "Рождество Пресвятой Богородицы",
начало XVIII века

В Духовную консисторию Вологодской и Белоезерской епархии поступил Указ Ее Императорского Величества о назначении штатов 9 монастырям, оставлении на своем содержании 7 и упразднении 35 монастырей и пустынь. В том же Указе было предложено приписывать к обращенным из монастырей в приходские церквам дворы от соседних приходов. В мае 1764 года Александрова монастыря, что на Куште, игумен Филарет составил Сказку о невозможности существования монастыря без земли и крестьян, а настоятель ближайшего прихода – церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Лысой горе, – Иоанн Прокопьев, составил Сказку о количестве дворов в своем приходе.

«1764 года мая 10 дня Вологодской епархии Александрова монастыря игумен Филарет сказал. Являя де в оном монастыре настоятеля и он игумен со зватели находились. И на довольствии от монастырских двух сел пашенною землею и сенными покосами тако и от мельницы, состоящей по реке Кихте денежными доходами. И та объявленная земля, и сенокос онаго монастыря прихожанами исправляема была ежегодно.
      А ныне по составившимся Ея Императорскаго Величества Указом те монастырские земли и сенокосы велено изъять, вотчинным крестьянам за положенный на них оброк во владение. За тем без выше объявленной монастырской пашенной земли и сенокосов онаго монастыря нам ныне так и впредь содержаться нечем. А хотя при оном монастыре для торжку одинажды в год лавки имеются за которыя сбор деньгами бывает самое малое число и по приходе в общей сумме в церковное употребление. В сей Сказке он игумен Филарет показал сущую правду. К сей Сказке Александрова монастыря игумен Филарет руку приложил.».

«1764 года мая 21 дня Вологодской епархии церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Лысой горе, священник Иоанн Прокопьев сказал де приходской де его церкви приходящих имеется дворов восемьдесят два и в них мужеского и женского пола душ семьсот двадцать пять. О которых в Вологодскую Консисторию духовныя книги за рукою его священника подаются повсягодно. В сей Сказке показал он священник сущую правду. К сей Сказке церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Лысой горе священник Иоанн Прокопьев руку приложил.».

В июле 1764 года при упразднении Александрова монастыря, что на Куште, были составлены Ведомость имущества и подробная "Опись ризницы и всякой церковной утвари". При описи имущества присутствовал игумен Спасо-Каменного монастыря и ректор семинарии Иоаким.

«Александров монастырь на Куште.
      За ним крестьян 60 душ.
      В нем находятся:
      1. Игумен Филарет, 55 лет. Священнослужение исправляет и впредь исправлять может.
      2. Вдовый белый священник Григорий Лукьянов. Священнослужение исправляет и впредь исправлять может.
      3. Дьячек Иван Михайлов.
      4. Пономарь Иван Алексеев.
      Надлежит определить белого священника, а причетникам быть в аренду и определить им землю по силе Духовной Ведомости.
      Бысть по сему.
      Настоятель с братиею объявили:
      Монастыря сего довольствовали они от скота да хлеба, собираемого с монастырской казенной пашни, которая исправляема была того монастыря вотчинными крестьянами, а ныне и впредь содержать себя им нечем.
      К оному монастырю поблизости состоит одноприходная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы на Лысой горе за болотами от монастыря в двух верстах. К ней приходят 82 двора.
      От оной церкви дворов убавить и приписать к оному монастырю за имеющимися болотами и грязью не можно.
      В том монастыре имеется гробница Александра Куштскаго чудотворца.
      Тому монастырю имеющейся ризницы и церковной утвари опись имеется особо.».

В ризнице Александрова монастыря не было роскоши и изобилия. Только самое необходимое. Среди скитской простоты только Святые Образа, как окна в другой мир, писанные на золоте и на красках, несколько живописных икон. На образах Успения Божией Матери, О тебе радуется и Божией Матери Одигитрия жемчужные ожерелья и возглавия Божией Матери. В церкви Успения Божией Матери в центральном алтаре и в приделе преподобного Александра деревянные резные золоченые царские врата. Одни из них хранятся в Вологодском Государственном музее. Там же, в Вологодском Государственном музее, хранится отреставрированный покров для резной золоченой раки преподобного Александра. В достаточном количестве богослужебных книг, большая часть из них – новые печатные. Есть необходимые священные сосуды и облачения для священнослужителей. И заботливо хранимые Грамоты государей Московских. В общей сложности игумен Иринарх назвал 20 грамот и списков разных царей и разных лет, среди них три ветхих.

Икона О тебе радуется Начало 18 века
Икона
"О тебе радуется",
начало XVIII века

«Вологодской епархии Вологодского уезда Александрова монастыря, что на Куште, от игумена Филарета по силе данной Вологодской Преосвященнейшаго Иосифа епископа Вологодскаго и Белоезерскаго Духовной консистории оной же консистории присутствующим Спасова Каменнаго монастыря архимандритом и Семинарии ректором Иоакимом взятая о нижеследующем
      Ведомость
      Объявленному игумену Филарету от рождения 55 лет. Природою града Вологды церкви Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, что в Рощенье, священник.
      В оном Александровом монастыре иеромонахов, иеродиаконов и монахов не находится. Священнослужение при оном игумене Филарете – вдовый белый священник Григорий Лукъянов.
      Оный Александров монастырь расстоянием от града Вологды по проселочным дорогам в 50 верстах. Состоит при реке Куште и близ Кубенскаго озера и при приходской церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Лысой горе, в двух верстах.
      В том же монастыре церковь холодная Успения Пресвятыя Богородицы с приделом преподобнаго Александра Куштскаго, теплая святителя Николая чудотворца. Деревянные, шатровые. О чем со описанием всякой утвари и вещей церковных особливо значится.
      Внутри монастыря деревянного строения:
      Настоятельская келья одна о двух аппартаментах с сенями и чуланами
      Казначейская келья одна о двух аппартаментах, с сенями и чуланами.
      Ветхих пять келий о двух аппартаментах, которые стоят впустую.
      Келья хлебенная ветхая.
      Вокруг того монастыря ограда рубленая, а в местах в забор забранная.
      За монастырем деревянного строения:
      Двор конюшенный с избою один.
      При оном монастыре для торжищ монастырских лавок сорок, в которых торжище бывает на день Успения Пресвятыя Богородицы однажды. С тех лавок сбор бывает деньгами на покупку церковных потреб: на свечи, ладан, вино церковное.
      К тому монастырю поблизости выше прописанная одноприходная Рождества Пресвятыя Богордицы церковь в которой приходит дворов…
      К сей Ведомости игумен Филарет руку приложил.».

Обе деревянные шатровые церкви на момент упразднения действующие. Шатровая же и деревянная колокольня с семью колоколами. Упоминается отдельно от церквей, видимо, потому, что стояла отдельно.

Царские врата из Успенской церкви Александро-Куштского монастыря 17 век
Царские врата из Успенской церкви
Александро-Куштского монастыря,
XVII век

В сентябре 1764 года вступил в руководство обращенной из монастыря приходской церковью белый священник Григорий Лукьянов и пишет расписку о том, что временно принимает у игумена Филарета Александров монастырь:

«1764 года сентября 24 дня Вологодского уезда Александрова монастыря, что на Куште, белый священник Григорий Лукьянов принял у бывшаго игумена Филарета временно Александров монастырь. Две церкви деревянные: во имя Успения Пресвятыя Богородицы с приделом преподобнаго Александра Куштскаго чудотворца холодную; во имя святителя Николая теплая. Во онех во олтарях на престоле святыя антиминсы, новосправныя Евангелия, напрестольныя священныя сосуды, иконы, ризы, покровы и прочия всякия церковныя материалы против прежней описи какая подана им игуменом в Вологодскую Духовную консисторию все сходится. И от подаяния мирских людей на церковные потребы денег по щету. Кроме монастырского келейного иждивения еже есть то что которое до церковных треб касается принято в чем и подписуюсь: Григорий Лукьянов принял и росписался.».

И настоятель Григорий, и крестьяне называют это место монастырем спустя два года после упразднения его. Со временем обитель назовут пустынью… Она не станет приходом, она останется местом молитвы, тем, для чего была основана преподобным Александром. Любимая простым народом земля, по которой ходил чудотворец, станет называться Местом Александровым, именно так называем ее и мы…

А пока простой народ, местные крестьяне, дают обещание хранить церкви и церковные ценности так же, как и раньше хранили, и остаются прихожанами монастыря не только потому, что неудобно ходить на Лысую гору, а еще и потому, что здесь похоронены их родители:

«1766 года октября 13 дня бывшаго вотчины Александрова монастыря, что на Куште, ныне Государственной Коллегии Экономии крестьяне вотчинной староста деревни Горки Степан Софонов, той же вотчины при самом монастыре церковной староста деревни Спасская Михайло Емельянов во время бытности Спасо-Каменнаго монастыря архимандрита и семинарии ректора Иоакима для пересмотра ризницы и церковной утвари и церковных вещей сказали ему, что ризницу и церковную утварь как прежде хранили так и впредь хранить будем. Ибо мы желаем писанному упраздненным Александрову Куштскому монастырю бысть прихожанами. И ходить никакой трудности не имеем к нему. И ближе лысогорской церкви к тому же. И родители наши во оном монастыре погребавшися. И при церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Лысой горе, кроме наших дворов имеется сто с лишком дворов. К сей Сказке вместо вотчиннаго старосты Степана Софонова и церковнаго старосты Михайла Емельянова служащий при оном монастыре священник Григорей Лукьянов по попущению их руку приложил.».

Последним документом в этом грустном деле стала Сказка, составленная новым настоятелем бывшего Александрова монастыря священником Феодором Прокопьевым:

«1772 года марта 19 дня в Духовной Преосвященнейшаго Иосифа Епископа Вологодскаго и Белоезерскаго консистории Вологодскаго уезда упраздненнаго Александрова монастыря, что на Куште, священник Феодор Прокопьев сказал, что имеются в оном монастыре семь колоколов небольших. В первом весу например пудов 10, да четыре одинакие, да два зазвонные, а скольки весу на тех колоколах не подписано. Приходских дворов при онем монастыре не имеется. Над оным монастырем бывшие того монастыря крестьяне смотрения никакого не имеют. В сей Сказке показал он священник Феодор Прокопьев самую сущую правду. К сей Сказке священник Феодор Прокопьев руку приложил.».

На 69 лет Александров монастырь, что на Куште, остался без монахов…

Историческая справка

1547 – 1721 годы – Русское царство
1721 – 1917 годы – Российская империя

1682 – 1725 годы – последний царь всея Руси и первый император Всероссийский Петр I Алексеевич Романов
1725 – 1727 годы – российская императрица Екатерина I
1727 – 1730 годы – российский император Петр II Алексеевич
1730 – 1740 годы – российская императрица Анна Иоанновна
1740 – 1741 годы – российский император Иван IV
1741 – 1761 годы – российская императрица Елизавета Петровна
1761 – 1762 годы – российский император Петр III
1762 – 1796 годы – императрица Всероссийская Екатерина II Великая
1796 – 1801 годы – император Всероссийский Павел I

1701 – 1917 годы – Святейший правительствующий Синод

1700 – 1721 годы – Блюститель Патриаршего престола, епископ Русской Православной Церкви, митрополит Рязанский Стефан (Яворский)
1722 – 1725 годы – первый вице-президент Синода, епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский)
1725 – 1736 годы – первенствующий член Синода, епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович)
1740 – 1745 годы – епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич)
1745 – 1753 годы – епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Новгородский Стефан (Калиновский)
1753 – 1754 годы – епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Московский Платон (Малиновский)
1754 – 1757 годы – епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Санкт–Петербургский Сильвестр (Кулябка)
1757 – 1767 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Новгородский и Великолуцкий Дмитрий (Сеченов)
1770 – 1799 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Санкт-Петербургский и Ревельский Гавриил (Петров)
1799 – 1818 годы – епископ Русской Православной Церкви, митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов)

Карта России 18 век
Губернии в 1708 году
Разделение России на инспекции в 1798 году
Разделение России на инспекции в 1798 году
Территории Российской империи в 1721 - 1815 годах
Территории Российской империи в 1721 - 1815 годах