Архангелогородская губерния
Вологодский уезд
Заозерская половина
Сямженская треть
Закушская волость
Ростовская епархия
С 1492 года – Пермская епархия
Александров монастырь, что на Куште

Нам неизвестно зимой или летом оставил угодник Божий Александр родную обитель. Ища уединения, забрёл он в глухие места. Маленькая Александрова келеица на берегу реки Сянжемы с одной стороны была окружена бескрайними сянжемскими лесами, с другой - Шиченгскими непроходимыми болотами, расстилающимися на многие километры вокруг Шиченгского озера. Трудясь не над устроением жилья, а над устроением души, подвижник в уединении своем жил непостижимыми для нас молитвой и лишениями, безмолвием и созерцанием.
«Но сверх всякаго чаяния чрез несколько времени мало-помалу стали приходить к нему люди и, изумляясь жизни пустынника, благодарили Бога за то, что в их стороне явился такой подвижник.».
«Исторические сказания о жизни святых,
подвизавшихся в Вологодской епархии,
прославляемых всею Церковью и местно чтимых», 1880 год
Бескрайние леса оказались не такими бескрайними, непроходимые болота – не такими непроходимыми. Жители окрестных деревень и по сей день ходят на Шиченгское болото. Те места изобильны грибами и ягодами. Летом - морошка, осенью - брусника, черника, клюква. Вот и набрели на келеицу отшельника не то грибники, не то ягодники. Молва о странном лесном жителе быстро облетела всю округу. И к Александру потянулись люди. Но не пришло ещё время, не достиг ещё подвижник той меры, что была отмеряна ему, и, уводимый Господом, ушёл угодник Божий с обжитого места.
«Последи же прииде яко Богу наставляющу его на реку зовома Кушту, близ езера великаго, глаголемаго Кубенскаго, на восточную страну, от езера два поприща. Округ же того места блата и дебрь непроходима места. И возлюбив же место на устроение пустынное.».
преподобнаго отца нашего Александра,
игумена Куштскаго чудотворца»,
Иеромонах Герман (Тулупов) «Минеи четьи», 1631 год

"Преподобные Евфимий и Харитон,
игумены Сянжемские"
Не случайно пришёл сюда отшельник, здесь уготована была ему встреча с преподобным Евфимием. О нём Александр слышал от братии, ещё живя на каменном острове, и вот Господь привел его на место подвигов преподобного. Немало дней провели единонравные пустынники в молитвах и духовных беседах. И запал в сердце берег светлой Кушты Александру, и это не укрылось от духовного взора его сотаинника. Блаженный Евфимий принял желание брата как указание Божие и собрался на бывшее место Александра, на Сянжему. Расставаясь в слезах, припадая к ногам друг друга, просили они молитв и благословения. На том и закончилось время их уединения. Призванные Господом, каждый на своём месте они должны были основать монастыри.
«Подошедши еще ближе к озеру, неподалеку от устья речки Кушты, преподобный водрузил крест, который всегда носил с собою, и, павши пред ним на колена, долго и усердно молился, дабы Господь благословил его собрать тут ревнителей крестнаго пути и устроить монастырь. Построив себе близ креста малую келью, преподобный Александр переселился в нее из кельи Евфимиевой и начал еще более изнурять плоть свою постом, молитвою и непрестанными трудами, рубил лес, очищал место для будущей обители. <…> Спустя несколько времени пришел к нему в уединeниe один старец, котораго он с радостью принял и упросил остаться с ним вместе, пять лет прожили они вдвоем в пустынных трудах, изнуряя тело и очищая и укрепляя душу. Когда пришел к ним еще третий брат, преподобный Александр сказал: "Братия, Господь обещал невидимо пребывать там, где соберутся во Имя Его два или три. Вот нас уже трое. Хотелось бы мне на этом пустынном месте, если будет на то воля Божия, построить церковь". "Воля Господня да будет, честный отче, да прославится Имя Господа и Пречистой Его Матери на этом месте", - отвечали они, радуясь желанию старца.».
«Исторические сказания о жизни святых,
подвизавшихся в Вологодской епархии,
прославляемых всею Церковью и местно чтимых», 1880 год
«Между тем преставился епископ Ростовский, Григорий, а на великом княжении водворился Василий Дмитриевич, на место отца своего Донского. Вспомнил он игумена Дионисия на пустынном его острове и послал звать его к себе в престольный град; там встретил его с великою честию и со всем освященным собором молил принять епископию Ростовскую. Пустынный житель рукоположен был святителем Фотием, Митрополитом всея Руси, на сию кафедру. Великий мор был в Ростове и во всех его пределах, когда владыка Дионисий пришел в свой стольный город: исполненный веры немедленно совершил он соборный молебен со всеми настоятелями обителей и пресвитерами Ростова, окропил святою водою весь народ и градские стены и по неизреченному милосердию Божию сбылись здесь пророческие слова Давида Царя: "Господь сотворит волю боящихся его." (Псалом 144, стих 19); внезапно престала смертоносная язва.
<…> Тогда к святителю Ростовскому пришел из уединения своего прежде бывший ученик его Дионисий, прозванный Глушицким, по месту своего подвига и принял от него вместе с душеполезною беседою чудотворную икону Богоматери в новую свою обитель, где она источала исцеления притекающим с верою к ее лику. Пришел к нему и другой ученик с Каменного, прося устроить новую обитель близ озера Кубенского на реке Куште, и с благословения святительского устроилась сия пустынь Куштская, где просиял иноческими подвигами первоначальник ее Александр. Вскоре после сего преставился благочестивый епископ Дионисий, в 1425 году после 33-летнего святительства, исполненный дней и деяний; он был на Руси первый епископ из-за Волошской земли.».

«В то же время владяше в Заозерии отчиною округ езера великаго глаголемаго Кубенскаго князь Димитрей и князь Семен Ярославские князи. Слышав христолюбивый князь Димитрей и возрадовася сердцем, яко близ его державства хощет Бог обитель Пресвятей Богородицы воздвигнути. Тогда даст ему вся потребная на создание обители. И книги даст Евангелие-апракос в десть и до сего дни. И иконами украси чудне <…>. По времяни же княгиня Мария нача веру велию имети ко Пречистой и ко преподобному, посылаше ему ово пития, ово же ядения. И он же кормяше маломощных <…>».
преподобнаго отца нашего Александра,
игумена Куштскаго чудотворца»
Иеромонах Герман (Тулупов) «Минеи четьи», 1631 год
Напротив современного села Устье Усть-Кубинского района на реке Кубене в деревне Чирково стоит каменная часовенка. Построена она на том месте, где стояли терема князей Заозерских, владевших в те времена Кубенским Заозерьем. Димитрий Заозерский прямой потомок святого Великого князя Ярославского Федора Ростиславовича Чермного, канонизированного вместе со своими сыновьями Давидом и Константином в XV веке. Сын Давида Федоровича – Василий Давидович Грозные очи – приходится родным дедом князю Димитрию. И традиция святости была продолжена: участием супругов Заозерских были устроены Глушицкий Покровский, Александро-Куштский и Лысогорский Богородице-Рождественский монастыри; венцом же их жизни явился один из четверых детей – благоверный князь Андрей, ставший в монашеском постриге преподобным Иоасафом Спасокаменским, вологодским чудотворцем. Благоверные князь Дмитрий и княгиня Мария прославлены в лике Вологодских святых. Славный род оставил добрый след в истории Отечества.
Вот такие благотворители были у блаженного Александра. Первая церковь Успения Божией Матери, первые монастырские постройки новоустроенной обители, апракос, иконы, пропитание – всё это было вложением в святой дом Божий благочестивой Заозерской четы. Так в 1420 году на берегу реки Кушты была основан Александров монастырь.
Будучи на виду у братии монастыря и прихожан блаженный Александр не мог укрыть от них носимую в себе милость Божию, открывшуюся в прижизненных чудесах. Некоторые из них вошли в «Житие и подвизи и отчасти чудеса и исповедание преподобнаго отца нашего Александра, игумена Куштскаго чудотворца» (иеромонах Герман (Тулупов) «Минеи четьи», 1631 год):
Чудо 1
По времени же некоем князь Дмитрий Ярославский иде на сопостаты далече воевати. В та же времена приидоша татарове мнози и села его ту близ сущи монастыря святаго повоеваша и на усть реце Кубеницы. В то же время загнашася пять татарин к преподобному в пустыню. И всрете их преподобный и осени их крестом и они же падоша на земли аки мертви на мног час. О девятом же часе помолися преподобный Господу Богу и возбудив их и рече: "Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа востаните.". Они же воссташа и поидоша путем своим славя и хваля милость святаго.
Чудо 2
По времени же некоем княгиня Мария прииде на поклонение Пречистой и преподобному Александру благословения ради и узре его преподобнаго в церкви молящася глаголаша Псалтирь Давида 108 псалом, но зря его втай среди церкви и обнажена до персий и ядяху святаго комары. И узре веже ея святый и озлобися на ню за не же бо бе пресече святому молитву и глагола ей: "О княгиня, не подобает ти странничества нашего смотрити, за не же нищ есмь и странен.". И княгиня же позна свое согрешение и моляся преподобному прощения от святаго получити. И умолен же бысть преподобный и прости ея и повеле ей свою нищету кормити в дому своем. Княгиня же обещася и благословение получиши святаго иде в дом свой радуяся и славя Бога.
Чудо 3
По некоем же времени прииде на ню скорбь и посылает княгиня Мария ко святому с молением молити за нея Бога. И помоливжеся преподобный Александр и предуведев от Бога о смерти ея и возвести ей за два десять дней.
Чудо 4
По лете же некоем народишися у святаго пшеницы много. Делатели же делали на гумне. И изгребоша пшеницу и идоша почивати. Некто поселянин бяше невежда, прииде на гумно и абие нагребле мешец пшеницы и не може подняти. Увидев же преподобный и прииде к нему и глагола ему: "Почто, чадо, не по силе взял еси?". Он же паде и не возмог глаголати. И повеле ему усыпати пшеницы. Оному же усыпавшу пшеницы и не може подняти. И паки повеле ему святый усыпати пшеницы. Оному же усыпавшу пшеницы, но мало оставя и паки не може подняти. Преподобный же Александр прости его о бывшей вине. И наказав его таковая не творити. И взя он мешец легко подня и не слыша тяготы и закаяся святому и иде в дом свой благодаря Бога и преподобнаго Александра.
Так в посте, трудах и молитве прошла земная жизнь блаженного Александра. Никогда не заботясь о себе самом, все силы отдавая на служение Господу и братии, проживая каждый день, как последний, достиг он 68 лет. Предвидя скорое преставление пред Господом, он призывает Савватия и Симеона, тех самых, что пришли к нему по очереди и с которыми вместе строили монастырь, и преподает им последнее наставление:

«Преподобный Александр Куштский»
из Успенской церкви, 1699 год
«Братие, аз изнемогаю. Вы же, братие, колико вас Бог благоволит терпети на сем месте имейте любовь между собою. Друг друга любите аки сами себе. Бог помощник и прибежище, и сила, и стена от сети вражия. Наипаче же, братие, смирением украшайтеся и чистотою, и страннолюбия не забывайте. Пищу же и питие, и ядение имеите не мятежно. И стяжите любовь нелицемерну и чистоту душевную вкупе и телесную. Всякая нечистота, братие, умрет, огнем потребится. Ни во что же вменяйте жития сего славу. Но вместо еже от Бога ожидати мздовоздаяния и небесных, и вечных благ наслаждения <…>. Аще кому подарует Бог терпение попецытеся. И мир Божий да будет с вами и просвещая вас, и вразумляя, на путь истинный наставляя. Аз вам поведаю, братие, мир и благословение токмо будите послушливи по Господню слову, реченному ко апостолом: "Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя." (Евангелие от Луки глава 10, стих 16). Убоимжеся, чада, сего страшнаго онаго гласа глаголющаго: "Отыдите от Мене, проклятии и клятвопреступницы, и братоненавидницы." (Евангелие от Матфея глава 25, стих 41). Сие же, чада, глаголю вам в мале разуме подает ко истине и всяцем совершении быти светом Божественным и Живоначальныя Троицы осияватися во веки.».
преподобнаго отца нашего Александра,
игумена Куштскаго чудотворца»
Иеромонах Герман (Тулупов) «Минеи четьи», 1631 год
Лета 6947 (1439) июня в восьмой день святой старец отслужил последнюю воскресную Литургию и причастился Святых Христовых Тайн. Потом долго молился в построенной своими руками церкви Успения Божией Матери, прося Спасителя и Пресвятую Деву не помянуть его согрешений и принять в вечные обители. И, уходя в свою келью, смиренно просил братию поминать его душу в своих молитвах. На следующий день, 9 июня, в первом часу безболезненно и мирно закончилась многотрудная жизнь угодника Христова. Святое тело положили у полуденной стороны алтаря церкви Успения Божией Матери
«И место знамена ту и погребен бы идеже и до нынешнего дни лежит чудотворное его тело преподобнаго отца нашего Александра. Даже и до ныне от гроба его исцелений безмездно приснотекущий источник истекая споспешествующим самим чудесем святый болящим целитель. И слепии приходяще с верою просвещаются. Глусии слышат. И немии быстроглаголющи бывают. Немощнии от немощей в силу прелагаются. Беснии исцелевают. И всякими болезньми одержими прикасающимся с верою к раце мощей святаго и здравие приемлюще.».
преподобнаго отца нашего Александра,
игумена Куштскаго чудотворца»
Иеромонах Герман (Тулупов) «Минеи четьи», 1631 год
Перед преставлением игумен дал братии последнее послушание – построить на указанном им месте теплую церковь с трапезной в честь святителя Николая чудотворца. И именно в этой церкви были явлены первые из посмертных чудес Куштского игумена.
«Когда ученики преподобного Александра, исполняя его волю, построили на указанном им месте теплую церковь во имя святителя Николая и освятили ее в день памяти своего учителя, многие больные, которых приводили в эту церковь, видали его в ней вместе со святителем Николаем то молящимися, то кадящими храм и получали исцеление при его гробе.».
«Исторические сказания о жизни святых,
подвизавшихся в Вологодской епархии,
прославляемых всею Церковью и местно чтимых», 1880 год
Чудо 5
По лете же некоем яви леторосль над гробом святаго иже зовомо рябина иже есть и до ныне. Во время же праздника Пречистыя Богородицы Честнаго Ея Успения приидоша от окрестных мест соседи. И из небрежения детища прииде и сломив ветвь от святаго того древа. И отекше рука, нача болети велми. И по дне приидоша родители детища именем же Матфей и моляся Пречистой и преподобному Александру и ко гробу святаго приложися и исцеле рука и здрава бысть яко другая. Родителе же его идоша в дом свой и благодаря Бога и славя святаго. И до ныне же та стоит над гробом святаго рябина. И ягодичие от того древа вземлют на исцеление.
Чудо 6
Понеже искони обычай Бог прославляющи Его прославити. Не елико в животе, но и по смерти. Не оставляет же Бог угодника Александра еже и прославляет его чудесы и по преставлении яко же при животе. Случибося тако же приидоша от окружных мест соседи и приведоша с собою беснаго человека именем Михаил. И нача беситися и не могущи держати его. И прииде нощь, связаша его и положиша его в церкви. Сами же начаша почивати. И бысть во глубокую нощь бесный же возопи смысленно и глагола: "Святый Николае и преподобный Александр чудотворец, простите мя грешнаго от немощи сея.". Стражи же его слышав вопиюща его смысленно моляся. И приидоша зряху его молящася проста стояща, храму же полну благоухания бысть. И они его вопросиша: "Како бысть прост?". И рече им бесный: "О братие, бысть свет велий. Святый Николае чудотворец и преподобный Александр прииде из олтаря. Святый Николае нача церковь кадити и мене перекрестил. Я же глаголати не могох. И глагола ми преподобный Александр: "Восстани, Михаиле, и молися святому Николе и будеши здрав.". И абие невидим бысть. И аз востав прост стоя и смыслен.". И слышав видения святаго и иде в дом свой, благодаря и славя и глаголя Бога, Пречистую Его Матерь, и святаго чудотворца Николу, и преподобнаго чудотворца Александра.
Чудо 7
Веси некия зовома Пельшмы привезоша человека именем Косьму в расслаблении и немощна велми. Рукама и ногама не владеюща. И нача молебен пети, он же плачася вопия: "Господи, помилуй мя грешнаго.". Ста Евангелие чти, он же рукою возмогл перекреститися. Начаша «Достойно…» пети, он же всташа на нозе и ко гробу чудотворца приложися. Пребыв ту две нощи, бысть здрав и иде в дом свой, благодаря Бога и преподобнаго чудотворца Александра.
Чудо 8
Приведоша же некоего человека близ монастыря жилище имеюща именем Зиновия, бесом мучима люте в монастырь к блаженному Александру с погоста. Зовом же тот погост Лысая гора на брегу славныя реки Кубеницы удале от монастыря два поприща. Сей убо Зиновий бяше поселянин. Страдаша бо тако бесом мучим на многи дни. И яко приведоша его ко гробу блаженнаго чудотворца Александра. И абие исцеление получи помощию Владычицы Богородицы и молитвами святаго отца нашего Александра. Той же Зиновий <…> приложив от всего сердца к монастырю блаженнаго Александра, от имения своего вдаст в монастырь. Отыде в дом свой, славя Бога и Пречистую Богоматерь, и великаго чудотворца Александра.
Чудо 9
По сем же приведоша некоего человека от окружных мест именем Мануил бесом мучима велми. Связана ужема железныма по руку и по ногу, егда от многи удержим бываше, гласы бо некия испущаще, рыкаше бо аки скот, и лаяше ако пес, и устремляшеся на человеки яко зверь, и тако всем странен и позорен бяше. И понеже бияху его яко злодея да умолчит. Елико онем биющем еже молчати, толико он множае неистовяся вопияше, злыя глаголы испущаше. Тем же всех страхования удержаше. Та же помощию Божиею помале начаша тишати и кротети в мале преста от бесования своего и ведоша его в гостиницу. И возложиша на него железа тяжки на руце и на нозе и не смеяше его проста пустити. Понеже бо нощь приближися. И сами стражи утомишасая сном одержими. В ту же нощь явися ему преподобный Александр глагола ему: "Человече, что скорбиши?". И глагола ему бесный: "Святый и преподобный, отче Александр игумен, помилуй мя, занеже господине люте стражаху от бесов мучим.". И глагола ему святый: "Пойди, человече, молися Богу и Пречистой Богоматере, и мене на помощь призывай. Да есть у тебе в дому твоем седло монастырское. Ты же его отдай в дом мой, понеже то украдено бысть в пустыни.". И от того часу бысть прост. И спадоша ему ужи железныя и встав иде из гостиницы. И прииде же ко гробу преподобнаго чудотворца Александра нача молитися. Встав же стражие не обретоша его в гостинице, но токмо обретоша ужа еже на нем бяше и чаяху его утопишася в воде или удавишася. И нача искати его по всему монастырю и обретоша его в гробнице у преподобнаго Александра молящуся и плачущуся. Стражем же вопросившим его како бысть прост от уз железных, он же сказаше им како явися ему в нощи чудотворец Александр, и како прости его и избави его от бесовскаго недуга. И како спадоша с него узы железныя. И слышаша людие и удивишася о преславных чудесех его. И бысть здрав человек от того часа и иде радуяся в дом свой. Сие же чудо вси видевше прославиша Бога, и Пречистую Богоматерь, и блаженнаго чудотворца Александра, глаголя: "Дивен Бог во святых своих.".
Чудо 10
Ниже се да умолчано будет чудо бывшее блаженным Александром и иже прежде сего мало бывше. <…> некий именем Никита от монастыря живяше в дале двою поприща. И попущением Божиим сей человек бесом позавиден бысть и ума изступль и некия страшныя и странныя глаголы испущая. Но точию многлаголаний и прочих всех человеческих мудрований оставлен быв. Яко же видеша его людие и племена от благодати пременена, но горшая попущением в тех злех страждуща. И поведоша его в монастырь идеже блаженный преподобный чудотворец Александр лежаше. И приведену ему бывшу тако же начаша бесития и некия словеса странна и гнусна глаголати их же нелепо и писанием исповедати. И тако сему бывающу. И едва приведоша его ко гробу блаженнаго Александра и прииде человек той в чувство, и исцеление получи и быв здрав яко прежде благодатию Господа Бога нашего Иисуса Христа и помощию Владычицы нашея Богородицы, и молитвами преподобнаго отца нашего Александра. И отыде здрав в дом свой, благодарение Богу воздая и святому Александру. Тем же его видеша племена и мнози знаемии прежде зряху тако же страждуща и ума изступльша последи же того здрава и целомудрена виде того и вси единодушно прославляху величия Божия и блаженнаго Александра.
Чудо 11
Многа же иная изрядная чудеса блаженнаго чудотворца Александра бываше бывают даже и до сего дни. Не точию егда бяше во временней сей жизни, но и по преставлении. Ова явленная, ова же и не явленна. Богу же обою сведущу иже писанию не предашася множества ради. И се же, но точию мало отчасти чудес блаженнаго писавшеся, но да увидят вси и убедятся яко Господь наш Иисус Христос славяще его прославляет. Человек некий именем Петр близ монастыря живяше из Закуштия. Той бесом мучим люте бе. Сему же связану бывшу на многи дни зле страждуща. И некими приведен бысть в монастырь к преподобному чудотворцу, ко гробу приложися и того часа исцеление получи и здрав бысть избавлен от дух лукавых. И прослави Бога, и Пречистую Его Богоматерь, и преподобнаго отца нашего Александра и иде в дом свой радуяся и славяще великия Божия чудеса.
Чудо 12
Человек некий именем Феодот от веси глаголемыя Березники от монастыря 15 поприщ, сему же жена именем Наталья мучима бысть бесы много. И приведена бысть в монастырь отца нашего Александра чудотворца, и к цельбоносному его гробу приложися и бысть здрава. И иде в дом свой, славя Бога и Пречистую Его Богоматерь, и святаго чудотворца Александра.
Чудо 13
Из веси глаголемыя Задняго села с Лысыя горы от монастыря 17 поприщ человек некий именем Михаил бысть в расслаблении на многа лета. Родителем же слышащим многая бывающая чудеса от гроба святаго преподобнаго великаго чудотворца Александра вземша расслабленнаго и везоша его в монастырь преподобнаго. И сему мужу расслабленному привезену бывшу в монастырь святаго и к цельбоносному гробу святаго приложися в том часе бысть здрав. И иде в дом свой, славя Бога и Пречистую Его Матерь, и великаго чудотворца Николу, и поспешника в чудесех святаго Александра, исповедая чудеса повсюду.
Чудо 14
Иная предивная написахом братия чудеса святаго бываемая. Из веси глаголемая Томашы от монастыря 40 поприщ человек некий именем Мартин мучим бысть бесом много. Бывшу ему ведену человеку тому в монастырь святаго преподобнаго чудотворца Александра. И не дошедшу же в монастырь святаго бысть бесный здрав на пути. И пришедшу же ему святаго здраву и много цельбоносному гробу преподобнаго чудотворца Александра приложися и иде в дом свой радуяся и славя Бога и Пречистую Его Богоматерь, и святаго чудотворца Александра.
Чудо 15
Приведоша же некогда от веси глаголемыя Ухтюги от окружных мест человека именем Григорей от монастыря за 50 поприщ бесом мучима велми, связан ужема железныма по руку и по ногу и едва от многих удержан бываше, гласы некия нелепыя страшныя испущаше, и рыкаше бо яко скот, и лаяше яко пес, и устремляшеся на человеки яко зверь, в сем же всех страховании удержаше. И нача молебен пети. Та же помощию Божиею помале нача тишати и кротети. И нача Евангелие чести и преста от бесования своего. И нача «Достойно…» пети, он же рукою перекрестися и ко гробу святаго приложися и быв здрав. И иде в дом свой славя Бога и Пресвятую Его Богоматерь, и великаго чудотворца Александра.
Чудо 16
Человек некий именем Галахтион из веси глаголемыя <...> на усть реки Кубеницы от монастыря за три поприща зело люто мучим быв бесом на многи дни, не дающаго к себе приближатися человеком суров деяшеся. Едва возмогоша привести его в монастырь святаго и ко гробу чудотворца Александра приложитися. Пребысть в монастыре два дни. И начавшу молебен пети и чтену бывшу Святому Евангелию и в том часе нача бесный тишати и кротети от бесования своего. И приложиша беснаго ко многочудесному гробу святаго преподобнаго чудотворца Александра бысть здрав в том часе бесный и нача хвалу воздавати Господу Богу нашему и Пречистой Его Богоматери, и преподобному чудотворцу Александру.
Чудо 17
Обаче сих чудес дивствие да не умолчно. Бе некий человек именем Иоанн от веси нарицаемыя Троицкия трети. Жена же ему именем Анастасия сей же очима тяжко болезнующа два лета. Приведене же бывше к цельбоносному гробу преподобнаго Александра и повеле у святаго гроба молебная совершати. Жене же приложившуся ко святому его гробу бысть здрава очима еси. И иде в дом свой славя Бога и святаго угодника чудотворца Александра.
Чудо 18
Ниже паки могу сокровеннаго положити. Жена некая имеяй внутреннюю грудную болезнь и приведена бысть в монастырь преподобнаго Александра и приложився к чудотворному его гробу и бы здрава. И иде в дом свой славя Бога и Пречистую Его Матерь, и угодника их преподобнаго Александра, творящаго велия и неизглаголанная чудеса.
Чудо 19
Подобаше убо похваляему святому и сия на среду изнести. Некий человек именем Венедикт из веси глаголемыя Лагирево мучим быв от бесов и приведен бысть в монастырь святаго и приложися ко гробу преподобнаго чудотворца Александра и бысть здрав. И иде в дом свой радуяся и славяще Бога и святаго угодника чудотворца Александра, творящаго предивная чудеса.
Чудо 20
Человек некий именем Акинф, имея дщерь именем Мария, сему же детищу много от бесов мучима. Родители же ея приведе детище в монастырь и ко гробу святаго чудотворца Александра приложи ю. И абие в том часе здрава бысть. Родители же ея ведоша в дом свой славяще Божия чудеса и угодника Его чудотворца Александра.
Чудо 21
Некий человек именем Григорей от веси глаголемая Корииския, его же жена именем Фекла много люте стражуще от бесов. И приведене иже ей бывше в монастырь святаго преподобнаго отца нашего Александра и ко гробу чудотворца приложися и исцеление получи и бысть здрава. И иде в дом свой радуяся и славя Бога и Пречистую Его Богоматерь, и великаго чудотворца Александра.
Чудо 22
Человек некий именем Григорий жилище имея в дали от монастыря 7 поприщ и много мучим бысть от бесов и приведену бывшу ему в монастырь и ко гробу святаго чудотворца приложися и исцеление получи и быв здрав. И иде в дом свой радуяся и славя Бога и Пречистую Его Богоматерь, и скорозаступника и великаго чудотворца Николу, и преподобнаго отца нашего Александра, дающему с верою приходящим к нему многая исцеления.
По вере нашей дается нам. Исцеленные у гроба преподобного Александра не совершили чего-то особенного, они всего лишь пришли с верой в исцеление или были приведены уверенными в исцелении людьми. И получали желаемое и славили Бога. Здесь приведены чудеса, только вошедшие в Житие. На самом деле их никто никогда не учитывал, да и не все рассказывали о своих исцелениях, да и не важно количество чудес, важно то, что Господь, заботясь о нас, посылает во все города и веси своих угодников и они своей святой жизнью обращают наши взоры к небесам.
В Кайдаловских святцах конца XVII века под 19 ноября и в Иконописном подлиннике второй половины XVII века под 3 марта упоминается еще один Куштский святой - преподобный Антоний Куштский, вологодский чудотворец. Неизвестны ни годы жизни преподобного Антония, ни время местной его канонизации. Предположительно, он был одним из учеников преподобного Александра, то есть жил приблизительно одновременнно с ним – в XV веке, возможно, погребен на территории монастыря. Вошел в собор Вологодских святых, установленный в 1841 году. Память – в третью неделю по Пятидесятнице – в соборе Вологодских святых. В 2018 году – 17 июня.
Преподобне отче Александре и преподобне отче Антоние, молите Бога о нас!