Преподобный Иоасаф Спасокубенский

Паломники из Вологды в Александро-Куштском монастыре

Преподобный Иоасаф (в миру князь Андрей Дмитриевич Заозерский) родился в первой половине XV века в с. Чирково на р. Кубене (современная д. Чирково Усть-Кубинского района). Родители преподобного Иоасафа – благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские. Заозерье, удел князей Димитрия и Марии, - северо-восточный берег Кубенского озера, близ устья реки Кубины. Благоверные князья были первыми благотворителями Александро-Куштского и Дионисиево-Глушицкого мужских монастырей, а после смерти князя Дмитрия княгиня Мария основала женский Богородице-Рождественский монастырь в с. Чирково.

В благочестивой семье Димитрия и Марии Заозерских было три сына – Симеон, Феодор, Андрей и дочь София. Андрей был младшим в семье. В родословных книгах XVI века упоминается о женитьбе князя Андрея Заозерского на дочери Ярославского князя Ивана Дмитриевича Дея. Но брак был недолгим. Около 1436 года погиб его отец, князь Димитрий, мать, княгиня Мария, вскоре умерла от болезни. Муж сестры князя Андрея, князь Димитрий Георгиевич Шемяка, затеял усобицу с великим князем Московским Василием Васильевичем, захватил Московский престол и ослепил князя Василия. Когда князь Василий вернул себе великокняжеский престол, он лишил Заозерских князей владений и поделил княжество Заозерское между князьями Михаилом Андреевичем Верейским и Иваном Андреевичем Можайским.

Раннее сиротство, лишение княжеского удела, благочестивое воспитание в особенном почтении к иноческому званию привело богобоязненного юношу, князя Андрея Дмитриевича, к осознанию тленности и временности всего земного. Около 1452 года он принял постриг в монашество с именем Иоасаф в Спасо-Каменном монастыре.

Новопостриженого инока игумен передал в послушание и для руководства в монашеской жизни опытному старцу Григорию. Иоасаф отличался полным послушанием не только игумену и своему старцу, но и всей братии, смирением сердца, постничеством, душевным умилением, усердием в молитве келейной и благоговейным стоянием в церкви во время богослужения; любил читать книги, особенно жития преподобных отцов. Он преуспевал в добродетелях: был украшен благою кротостью и разумной простотой, оставил всякую печаль о земном, об одном только заботясь – об угождении Богу. С братией он встречался лишь на молитве. Все в монастыре удивлялись его добродетелям.

Несмотря на юность свою, Иоасаф достиг высших степеней совершенства, и Господь наш Иисус Христос удостоил его Своего явления. Однажды он пел псалмы Давида в своей келье и явился ему Господь, и сказал: «Мир тебе, возлюбленный угодник Мой!». Преподобный исполнился страха и трепета и спросил: «Какая причина явлению Твоему, Господи Человеколюбче?» – «Видишь ли эту окрестную пустыню, – изрек ему Господь, – ради тебя всю ее наполню пустынниками, славящими имя Мое». Преподробный спросил Господа, какое более действительное оружие против врага нашего спасения, и узнал, что действеннее всего исполнение заповедей Божиих.

Не довольствуясь обычными иноческими подвигами, преподобный решил жить в безмолвии, он затворился в своей келье, так что не видел лица человеческого и не вел бесед с людьми. Мысль его непрестанно устремлена была теперь к Горнему. На молитве он как на крыльях возносился духом своим на небо и сподобился предвкушения райского блаженства. В последнее время своей жизни преподобный достиг крайней степени поста и воздержания: по воскресным дням он причащался Святых Христовых Таин и после постился целую седмицу.

От великого воздержания и трудов юный подвижник изнемог телесными силами и впал в болезнь. Благодаря Бога за посланную болезнь, терпеливо переносил он ее и, чуждаясь общения с людьми, пребывал в молитве и богомыслии. Когда он почувствовал приближение своей кончины, призвал к себе игумена и всю братию. Умоляя, он просил их о том, о чем постоянно заботился и раньше, чтобы общежительный устав нерушимо соблюдался в обители. После того, получив некоторое облегчение своей болезни, преподобный принял участие в общей молитве.

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) он попросил вести себя в церковь к литургии, на ней причастился Святых Христовых Таин, получил благословение и прощение от братии, был отведен в келью. После этого он впал в немощь, так что игумен и братия, приходя у нему и видя его страдания, очень скорбели. Приходившие к нему монахи целовали его со слезами и просили у него последнего благословения, и святой сам всех лобызал и у всех просил благословения и молитв.

10 сентября, в день кончины преподобного, когда братия собрались к нему, он просил начать правило и по совершении его встал с постели, взял кадильницу с фимиамом и велел игумену покаить святые иконы и всю братию. Затем он сотворил молитву Господу и Богоматери, изливая в ней свои прошения не о себе только, но и о всей обители, в которой подвизался добрым подвигом, о ее духовном процветании. По окончании молитвы преподобный лег и молился о своем исхождении, нимало не печалясь, а более радуясь в надежде на буд¬щее блаженство, и с молитвой на устах тихо скончался. Лицо его было светло, как будто он не умер, но уснул. Игумен и вся братия скорбели и рыдали. Положив святое тело подвижника на одр, они понесли его на своих главах в церковь Успения Божией Матери, совершили надгробное пение и «положено бысть тело его во церкви древяной наверх земли. И лежало тело его во церкви до пожара много лет цело и невредимо». Больные «студеным недугом, трясавицею» получали у раки преподобного Иоасафа исцеление. Всего пять лет подвизался преподобный Иоасаф в Спасо-Каменном монастыре.

В Житии преподобного Иоасафа сообщается, что в Спасо-Каменном монастыре существовали «издавна написанные» иконы преподобного: одна находилась на аналое, другая - на его гробнице.

3 сентября 1476 года в Спасо-Каменном монастыре был пожар, «тело блаженнаго старца Иоасафа... згорело же». После пожара старец Мартиниан (Сокольников) собрал останки мощей преподобного Иоасафа в ковчег, который поместили под престолом храма. В 1650 году по благословению святителя Маркелла, архиепископа Вологодского, мощи были перенесены в специально устроенную гробницу в Преображенском соборе у южных ворот обители, возле стены.

После пожара 24 июля 1774 года Спасо-Каменный монастырь был упразднен, братия переведена в Вологодский Свято-Духов мужской монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и мощи преподобного Иоасафа. Сначала мощи преподобного Иоасафа находились в соборе в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, 27 ноября 1867 года были перенесены во вновь построенную церковь иконы Божией Матери «Знамение», с южной стороны которой был освящен придел во имя преподобного Иоасафа Спасокубенского.

В 1801 году Спасо-Каменный монастырь был восстановлен с наименованием его Спасо-Преображенской Белавинской пустыней. К концу XIX века был полностью отстроен и ему было возвращено название Спасо-Каменный монастырь.

12 декабря 1892 года ковчег с мощами преподобного Иоасафа крестным ходом был возвращен в Спасо-Каменный монастырь. В Свято-Духовом монастыре остался крест с частицей мощей преподобного.

В 1841 году преподобный Иоасаф и его родители, благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, включены в собор Вологодских святых.

В 1903 году Синодальной комиссией по канонизации святых в Русской Православной Церкви преподобный Иоасаф включен в "Верный месяцеслов всех русских святых, прославленных с 1072 по 1918 годы".

В 1925 году Спасо-Каменный монастырь был закрыт. Ковчег с мощами преподобного Иоасафа Спасокубенского был скрыт местными жителями и в 1958 году передан в Вологодский собор Рождества Пресвятой Богородицы.

12 сентября 2017 года решением Священного Синода на острове Каменный в Кубенском озере вновь открыт Спасо-Каменный мужской монастырь.

21 сентября 2018 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил Божественную литургию в соборе Рождества Богородицы г. Вологды, где находился последние 60 лет мощи ковчег с мощами преподобного Иоасафа Спасокубенского. По окончании литургии ковчег крестным ходом был обнесен вокруг собора и в сопровождении монахов Спасо-Прилуцкого монастыря отправился в церковь святителя Николая Чудотворца с. Устье Усть-Кубинского района.

Целый день 22 июня мощи преподобного Иоасафа находились в церкви с. Устья для поклонения верующих.

В день памяти преподобного Иоасафа Каменского, 23 сентября 2018 года, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и правящие архиереи епархий Вологодской митрополии - епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий - в сопровождении клириков, монашествующих и верующих со всей Вологодской области доставили на катере ковчег с мощам из с. Устье в Спасо-Каменный монастырь.

На острове ковчег с мощами был перенесен с катера на берег, и игумен Дионисий (Воздвиженский) с иеромонахом Александром (Кораблевым) внесли его в Успенский храм.

Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий вместе с епископами Череповецким и Белозерским Флавианом и Великоустюжским и Тотемским Тарасием, в сослужении священников Вологодской митрополии, совершил торжественную соборную Божественную литургию.

Фотоальбом дня